Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
тревога и страх.
В качестве средства самозащиты как уклонения от каких-либо конфликтных
ситуаций, вызывающих отчуждение и враждебность, может быть избрана и тактика
огульного подчинения. Однако подчинение такого рода, состоящее в неспособности
человека сказать «нет», даже когда того требуют соображения этики или эстетики, вовсе
не есть христианская добродетель послушания и смирения: христианин избирает своим
служением волю Божию, осуществляемую через хранение заповедей и возвещаемую через
людей и обстоятельства жизни, но отнюдь не рабское повиновение чужим прихотям и
соблазнам, движущей силой которого может стать грех человекоугодия. Такой
«подчиненный» человек, соглашающийся на все условия падшего мира в надежде
избежать с ним столкновений и конфликтов, в результате рискует лишиться собственной
личности, превращаясь в игралище чужих, порой разнонаправленных волеизъявлений.
Потеря личности, связанная с желанием избавиться от своего страдающего и
боящегося «я», становится вожделенной и для человека, избирающего в качестве средства
самозащиты полное отстранение от мира, вплоть до физического ухода из него,
следствием чего могут быть алкоголизм, наркомания, самоубийство.
«Это желание может проявиться в виде воображаемого человеком ухода из
собственного дома... в отождествлении себя с литературным героем... эта тенденция
представлена в желаниях быть загипнотизированным (зомбированным.– О.Н.), в
склонности к мистицизму, в чувстве нереальности, в чрезмерной потребности во сне, в
соблазне заболеть, сойти с ума, умереть»cdxiii.
Разрыв с реальностью осуществляется, как мы видели, в радикально игровой
психической и поведенческой установке современной культуры, в виртуальном
(телевизионном, компьютерном, психоделическом и экстрасенсорном) «переселении» и
бегстве от себя самого.
Этот уход от действительности существенным образом отличается от монашеского
отречения от мира, в основе которого лежит сугубая любовь к Богу, невозможная без
любви к ближнему, и которое обязывает к чрезвычайному подвигу трезвения в отношении
реальности. Кроме того, монашеский подвиг отсечения своеволия есть акт свободной
воли, в отличие от невротического безволия.
Психозы современного человека вызваны его ложной жизненной ориентацией.
Известный психоаналитик Эрих Фромм определяет ее как непродуктивную, различая в
ней разные модусы. В качестве таковых он рассматривает эксплуататорскую,
накопительскую, рыночную и рецептивную ориентацииcdxiv. В основе их кроется
убеждение современного человека, что он не может прожить, используя свои
возможности, что все, в чем он нуждается, должно быть предоставлено ему кем-то со
стороны, что вся ответственность за его жизнь лежит на других. Такая психология
потребителя приводит человека к неадекватным реакциям и рождает деструктивное
отношение к миру; деструктивность же есть извращенная форма отношения к жизни.
Э. Фромм определяет деструктивность как энергию «непрожитой жизни»,
трансформировавшуюся в энергию разрушения действительностиcdxv. Меж тем
167
человеческая продуктивность, то есть способность к творчеству, характеризует любого
человека, если у него нет эмоциональных или психических отклонений.
Но в том-то и дело, что крупнейшие психоаналитики ХХ века констатировали
тревожные шизоидные и паранойяльные синдромы современной цивилизации,
отягченные ярко выраженными некрофильскими тенденциями.
Проблема смерти
Под некрофилией здесь понимается не только буквальное (демонстрируемые в СМИ
трупы и «расчлененки»), но и символически выраженное стремление человека к мертвому ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой
uCoz