Православие и свобода. Николаева Олеся
| |
духовник попросил его помолиться о своей жене, страждущей «зубной болезнью», вырвал
173
свой собственный зуб и, протянув духовнику, сказал: «Возьми». Зубы у жены священника
тут же перестали болеть.
Юродивые всегда были великими постниками (даже если ели на глазах у всех в
Великий пост мясо), молитвенниками (даже если бесчинно вели себя в церкви),
прозорливцами и чудотворцами (даже если казались вовсе безумными). Их поведение – не
от мира сего – смещало привычную реальность и преображало ее: пожары утихали,
ураганы проходили мимо, укрощались штормы, солнце останавливалось в небесах,
слетались ласточки (как к Андрею юродивому), воскресали мертвые, исцелялись больные,
разбойники и блудницы становились праведниками и исповедниками Христа.
Их, выражаясь языком постмодернизма, «перформированная» (преображенная)
реальность оказывалась богопричастной: в ней совершалось чудо. В ней в конце концов
оживала и становилась действенной и «вера угольщика», и «старой нянюшки», и
«неграмотной богомолки», и лукавого книжника, и ученого фарисея: всех достигал этот
свет преображения – то единственное «измененное освещение», при котором лишь и
возможны и жизнь, и любовь, и творчество.
А главное – юродивые принимали на себя подвиг быть безумными в мире сем по
великому смирению, не только для того, чтобы скрыть свою святость, чтобы избежать
человеческих похвал и человеческого поклонения, но и для того, чтобы сделаться
гонимыми, презренными и отверженными,– такими, каким был в глазах мира Христос во
время Своей земной жизни. То ничтожество, в которое они облекаются Христа ради,
призвано упразднить в них всякую самость, дабы явилась через него слава Божия.
Устроители же постмодернистских перформансов, напротив, стремятся к тому,
чтобы быть замеченными и отмеченными. Движущей силой здесь становится
самовластный горделивый умысел переиначить спонтанный ход мира, изменить
искусственным образом органическую ткань жизни, исковеркать мир Божий. В отличие от
юродивого ничтожества, пытающегося убедить окружающих в своей духовной нищете,
постмодернистский умысел претендует на обладание неким самостоятельным
содержанием, которым можно жить. Однако разворачивающий прихотливую упаковку
перформанса рискует не найти в ней ничего, кроме ее самой. В конечном счете
перформанс оказывается лишь средством самоутверждения его устроителей.
Итак, некоторые зрелищные, игровые и поведенческие компоненты юродства
отдаленно напоминают постмодернистские шоу. Однако «лицедейство» юродивых имеет
целью славу Божию, в то время как постмодернистские манипуляции лежат
исключительно в сфере интересов человеческого «я», разорвавшего свои связи с Творцом
и Спасителем мира. Царство не от мира сего, которое проповедают юродивые, и мир
постмодернистских симулякров вряд ли могут соприкоснуться.
Мир симулякров и есть, по сути, геенна огненная (Мф. 18, 9) – место, где нет Бога,
где реальность и смысл, явление и сущность, означающее и означаемое разошлись навеки.
Там плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12).
Православная культура, от которой мы были оторваны семидесятилетним
вавилонским пленом, жива и как никогда актуальна. Православные самосознание и
творчество, породившие ее, до сих пор не выпускают нас из своего поля. Во всяком
случае, мы до сих пор узнаем в «новых людях» все тех же старых знакомых.
Постмодернисты с их симулякрами – ба, да это ж любезный Чичиков при всех его
мертвых душах «на вывод», со всей их «виртуальностью»! Гениальный Гоголь прозрел
«бойкую необгонимую тройку», везущую этого родителя виртуальной реальности – да
так, что шарахаются народы: «не молния ли это, сброшенная с неба?» и «что значит это
наводящее ужас движение?»... ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134