ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


110
творческих усилий человека, его кропотливой работы над своей душой, этого «умного
делания», «художества», реального духовного подвига, осуществляемого с помощью
Божией,– святость, обожение. Ветхозаветное и новозаветное церковное творчество дает
нам образцы самой высокой поэзии, перед которой меркнет вся секулярная словесность,
как даже пушкинские «Отцы пустынники и жены непорочны» – перед великопостной
молитвой преподобного Ефрема Сирина. Его же «Пророк» – перед текстом пророка
Исаии. Да и все без исключения светские переложения классиками евангельских текстов –
перед самим Евангелием.
Язык Священного Писания и есть поэзия как таковая:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я –
медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю
веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не
имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки
умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 1–8).
Может быть, именно по этой причине многие неофиты – художники, музыканты,
поэты – столь остро ощущают эту неполноту и недостаточность светской культуры в
сравнении с культурой церковной, что, по крайней мере на какой-то срок, полностью
отворачиваются от нее. И это не только и не всегда тот соблазн опрощенияcccxviii, о
котором говорит протоиерей Георгий Флоровский, списывая это на некое заблуждение,
состоящее в том, что якобы лишь через опрощенчество и можно войти в Церковь (хотя
порой и это заблуждение играет роль в отказе от культуры). Но чаще Церковь поражает
всего человека своей нездешней Красотой, перед которой меркнет красота земная, красота
секулярной культуры. Так плакал Гоголь о том, что он не видит Добра – в добре.
Прежде всего земное добро и земная красота представляются как недостаточные,
несовершенные и неполноценные: человеческие, слишком человеческие... Человек же
устроен так, что это «человеческое» не может его утолить вполне, и если он в качестве
образца избирает «уровень человеческий»: мира сего, природы и т. д., он неизбежно
скатывается вниз – к скотам или демонам.
«Если человек идет прямо, его дорога крива. Человек изогнут, как лук; христианство
открыло людям, как выправить эту кривизну и попасть в цель»,– пишет Г. Честертонcccxix.
«Выправить кривизну» значит постоянно пытаться раскрыть в себе Богоподобие; не
идолопоклонствовать перед секулярной культурой, но постоянно обращаться к царству
идеальных ценностей, которое есть Церковь с ее Таинствами и ее культурой, обращаться в
молитвенном предстоянии к Самому Господу Богу.
Вопреки утверждению Бердяева о невозможности, в строгом смысле, христианского
творчества и христианской культуры, можно ведь утверждать и обратное: творчество, как
и культура, по большому счету, только и может быть христианским. Христианская
культура существует как идеал и может воплотиться в жизни лишь как мирская культура,
пребывающая, однако, в напряженном стремлении к своему воцерковлению. Но даже
среди ее сорняков могут быть истинные злаки, сберегая которые, Господь, как сказано в
евангельской притче, запретил до срока выдергивать плевелы, дабы не повредились злаки: ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz