ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Критики психического детерминизма (С. А. Левицкий, Н. Лосский) отмечали
существенную ошибку в построениях его адептов. Корень ее заключался в
отождествлении воли с мотивами. Воля, однако, не может быть полностью
идентифицирована ни с одним из мотивов, поскольку в ее власти поддаваться им или их
отвергнуть, овладеть ими или преобразить их. Кроме того, святоотеческая аскетическая
литература учит, что не все помыслы и влечения, одолевающие человека, являются его
принадлежностью: они могут быть «всеваемы» извне, опознаны как искушения и
отражены в акте «духовной брани». От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади
раба Твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика
(Пс. 18, 13–14).
Таким образом, не все желания, появляющиеся в душе, есть собственно ей
принадлежащие вожделения – они могут быть предложены ей «в порядке соблазна».
Различение «моих» и «не моих» стремлений, одолевающих сознание, есть в то же время и
функция человеческого «я» как субстанциального центра личности. Тот факт, что человек
может превращать свои собственные мысли, чувства, желания, влечения и мотивы в
«предмет сознания», свидетельствует о том, что его «я» не может быть сведено ни к ним,
ни к их равноденствующей, но находится над этим зыблющимся морем. В связи с этим
можно говорить о воле как некоем стремлении, исходящем из «я» и совпадающем или не
совпадающем с отдельными мотивами.
Это, однако, вовсе не означает полной немотивированности проявлений свободной
воли: в любом поступке, который может лишь на первый взгляд показаться лишенным
какого-либо побудительного начала, всегда можно отыскать скрытый и тайный
иррациональный мотив. Тем не менее не существует ни воли без мотивов, ни мотивов без
воли. Воля не уничтожает и не творит новых мотивов, однако в ее власти преобразить и
перегруппировать их, изменяя их соотношение в пользу той ценности, которой она отдает
предпочтение и на которую она ориентируется. В конце концов, воля в своем свободном
самоопределении может сама, отвергнув ряды причинности, создать новую причину, тем
самым открывая новый причинный ряд, утверждая новую ценность. Итак, свобода имеет
самое непосредственное отношение к царству ценностей.
Предел, к которому подходит материализм, есть абсолютизация, или
«обоготворение» материи. Психологический детерминизм в конечном счете упирается в
идололатрию закона причинности. Таким образом, вопрос о свободе воли является
вопросом о взаимоотношениях между неким Абсолютом (идолом или божеством) и
относительным, частным бытием.
Предельный случай христианского теологического (или супернатуралистического)
детерминизма представляет собой позиция протестантизма, усвоившего учение Кальвина
об избранности и предопределенности. В кальвинистском «Символе веры» эта идея
сформулирована так: «Бог решением Своим и для проявления величия Своего
предопределил одних людей к вечной жизни, других присудил к вечной смерти...»cxxxi.
По Лютеру, свобода воли есть Божественное свойство, исключительная
принадлежность Божественного величия. Приписать свободу какой-либо твари означало
бы ограничить как всеведение, так и всемогущество Бога, что представляется ему
кощунственным и недопустимым. Поэтому он настаивает на том, что Бог «действует в нас
без нас, сотворенных и охраняемых Им для того, чтобы мы Ему содействовали»cxxxii. Само
35
это содействие человека Богу рассматривается Лютером как факт, а не как плод
человеческой свободы.
Лютеру близка мысль блаженного Августина о том, что человеческая воля свободна
во зле, но не в добре. Выбором добра человек всецело обязан одному Богу: «Я
заблуждался, утверждая, что уверовать в Евангелие и возжелать – в наших силах»cxxxiii. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz