ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


символизму, к условному знаковому отображению в человеческом мире небесной жизни
без реального ее достижения.
Достижение Нового времени он видит в том, что оно низвергло символику и
совершило разрыв. Человек восстал во имя свободы и пошел своим самочинным путем.
Это, как ни странно для христианского мыслителя, особенно импонирует Бердяеву. По его
теории, современный христианин живет в двух перебивающихся ритмах – в Церкви и в
мире, в путях спасения и путях творчества.
Неудивительно, что при разработке схемы такого рода в ней неизбежно должны
были обнажиться оппозиции типа смирение / творчество, эгоизм личного спасения /
89
призвание к творчеству, бескрылое скучное нетворческое христианство / соучастие в
Божием деле миротворения и мироустроения, церковный догматизм и ритуализм /
реальное осуществление христианства в жизни. Смирению противопоставляются у
Бердяева также любовь и познаниеcclxiv.
От этого бердяевского «бескрылого скучного нетворческого христианства» один шаг
к розановской «добродетели», которая «тускла», но о ней ниже.
Итак, Н. Бердяев рисует мифологизированную картину церковной жизни и
церковного делания. Что же такое, по Бердяеву, смирение, которое противопоставляется у
него творчеству? Несмотря на его непрестанные оговорки вроде «внешнего»,
«упадочного» и «ложно понимаемого» смирения, он все же обращается именно к понятию
смирения как такового. У него оно принципиально несовместимо с духом творчества.
Любопытно, что протоиерей Сергий Булгаков словно отвечает ему на страницах
«Вех»: «Одно из наиболее обычных недоразумений относительно смирения состоит в том,
что христианское смирение, внутренний и незримый подвиг борьбы с самостью, со
своеволием, с самообожением, истолковывается непременно как внешняя пассивность,
как примирение со злом, как бездействие и даже низкопоклонничество...»cclxv.
Корни именно такого понимания природы смирения можно отыскать в том
мифологизированном образе Церкви, который предстает на страницах работ Н. Бердяева и
который оказался столь живучим, что именно его и усвоило современное внецерковное
интеллигентское сознание.
Церковь представляется Бердяеву в виде некоего монофизитского организма, в
котором человеческое начало настолько подавлено «извне навязанной идеей смирения»,
страхом греха и нечистоты, что либо дает заместить себя «началом ангельским» (то есть
«нетворческим».– О. Н.), оттесняя все «человеческое, слишком человеческое» во внешний
мир, либо порывает со всеми стесняющими его дух церковными предписаниями и
дерзновенно вступает на путь творчества, ибо именно на этих путях оно обнаруживает
свою богоподобную природу.
В этом дуализме Бердяев видит аскетическую святоотеческую традицию, в которой,
как ему кажется, «Добротолюбие» заменило Евангелие. По его мнению, истины,
раскрывающиеся в Евангелии и в апостольских посланиях, были подавлены. В основу
всего христианства, в основу духовного пути человека, пути спасения для вечной жизни
было положено смирение. А смирение, как ему кажется, заслоняет и угашает любовь,
которая открывается в Евангелии и является основой Нового Завета Бога с человеком.
Но хотя Бердяев постоянно оговаривает, что существует внешнее, извне навязанное,
принудительное и ложное смирение (которое, кстати, отвергается прежде всего и самой
Церковью как притворство, ложь и личина той же самой гордыни), он все же настаивает
именно на том, что и само по себе смирение, смирение как таковое – подлинное и
церковное, а по сути, смирение Христово – несовместимо с духом творчества.
Отдавая должное смирению, способствующему реальному изменению и
преображению человеческой природы, господству духовного человека над душевным и ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz