ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Он с очевидностью ощущает свою онтологическую зависимость, свои
неполноценность, недостаточность. Это ощущение свидетельствует о том, что существует
нечто (Некто), от чего (Кого) он зависит, существует некая полнота, перед которой он
«неполон», Абсолютная ценность, перед которой он не вполне ценен, некая
самодостаточность, перед которой он ущербен, некая бесконечность, перед которой он
конечен. На фоне этой очевидности человек мыслит себя так, будто он дан себе не один, а
вместе с Другим, который и наделен совершенством и полнотой. Человек дан себе в
42
противостоянии, противоположении, где его «я» зависимо от Независимого, его
«относительное» противопоставлено Абсолютному.
Эту зависимость от Абсолютного человек – осознанно или бессознательно –
ощущает во всей своей деятельности: сотворенное им не есть вполне «его», но Некто,
превосходящий его таланты и знания, принимал в этом – непосредственное или
опосредованное – участие. Это – вдохновение в творчестве, откровение – в религии,
открытие – в науке, узнавание – в любви, весть о бессмертии – в смертности.
Как свидетельствует Достоевский в «Дневнике писателя»: «Без убеждения в своем
бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше, гнилее, а потеря
высшего смысла жизни (ощущаемая хотя бы в виде самой бессознательной тоски)
несомненно ведет за собой самоубийство... Если убеждение в бессмертии столь
необходимо, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то
и само бессмертие души человеческой существует несомненно»clvii.
Душа постоянно ощущает присутствие еще и другого, высшего мира, она «бьется на
пороге как бы двойного бытия» (Федор Тютчев: «О вещая душа моя!..») и несет в себе
стремление к совершенству, тому совершенству, которое есть только в Боге (Никто не
благ, как только один Бог [Мф. 19, 17]).
И в самом деле, как мог бы знать человек, что ему чего-то недостает, что он
несовершенен, если бы в нем не было идеи об этом совершенстве, в сопоставлении с
которым он мог бы ощущать свою худость, свои изъяны и недостатки.
«Как мог бы я знать, что сомневаюсь и желаю, то есть что мне чего-то недостает и
что я не всецело совершенен,– пишет Декарт в своих «Размышлениях»,– если бы у меня
не было никакой идеи существа более совершенного, чем я, посредством сравнения с
которым я мог бы узнать о недостатках моей природы»clviii.
Таким образом, человек чувствует свою зависимость от Бога, предельно высокого
Абсолюта («Всевышнего»). Эта зависимость может быть зависимостью раба, и раба
завистливого и бунтующего, или зависимостью сына: Я сказал: вы – боги, и сыны
Всевышнего – все вы (Пс. 81, 6), да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45).
Религия (religio) и есть «связь» с Божеством, «зависимость».
Декарт, исследовавший эту «аксиому зависимости», признавал ее фундаментальной
интуицией человека: «Я, разумеется, знаю, что завишу от отличного от меня существа»clix.
Разные религии и различные философские системы трактовали эту зависимость по-
разному. «Естественные» (языческие) религии (пантеизм, буддизм) разумеют
«натуралистическую» зависимость – от вселенной, от «универсума», от природы: от
влияния звезд, от стихий мира сего (ср.: Кол. 2, 8). Тем самым они превращали человека
в вещь между вещами, в «тварь дрожащую», открывая путь материалистическому
детерминизму и атеизму. Ведь если человеческая свобода зависит от природы, от
государства, от социума, во имя ее осуществления человеку надо покорить природу,
переустроить государство, переделать социум.
И в этом кроется парадокс: человек не может обойтись без святыни, без
Абсолютного. Сие «свято место» пусто не бывает. Это происходит, как в евангельской
притче: нечистый дух, который, выйдя из человека, ходит по безводным местам, ища ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz