Православие и свобода. Николаева Олеся

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы
111
домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда
же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек (человеков.– О.Н.) сделал это. А
рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет,– чтобы,
выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе
т!о и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде
плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою
(Мф. 13, 24–30).
Притча эта имеет отношение ко всем сторонам и сферам человеческой деятельности,
доколе человек живет на этой земле. И христианская жизнь, и христианское творчество, и
христианская культура обречены на то, что лукавый вновь и вновь засевает их своими
соблазнами, которые будут сожжены, лишь когда настанет время жатвы, при кончине века
сего.
Создание «новой реальности»
Существует распространенное суждение, что Церковь и творчество находятся в
непримиримом противоречии по той причине, что церковная жизнь догматична и
канонична, то есть якобы несвободна и регламентирована, в то время как творчество
невозможно без свободы художника от каких-либо формальных обязательств: культура
живет постоянным поновлением своих канонов, борьбой с автоматизмом, творческим
отталкиванием от готовых форм, художественным переиначиванием традиции.
Действительно, культурное делание состоит в том числе и в борьбе с опошленными
омертвелыми формами, со штампами и клише, со словами, слишком часто
произносившимися всуе и утратившими первоначальный смысл. Ибо культура имеет
непосредственное отношение к изменчивой человеческой ментальности, к определенному
типу самосознания общества в ту или иную эпоху. Однако культурное делание не есть
вседозволенность – здесь действует (как художественное чутье, как вкус, как чувство
стиля) убеждение, весьма сходное с тем, которое было высказано апостолом Павлом: Все
мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно
обладать мною (1 Кор. 6, 12). Только человек, смотрящий на культуру извне и не
имеющий опыта культурного делания, может полагать, что у художника, обладающего
внутренней свободой, не должно быть никаких табу. Напротив, чем одареннее художник,
тем больше у него внутренних запретов, тем Уже путь, по которому направлена его
творческая энергия.
Однако противоречие или антагонизм между Церковью и культурой более
надуманные, чем реальные. Церковные догматы и каноны, так же как общий
консерватизм церковной жизни вовсе не есть аналог какого-нибудь «Art poetique» или
«Манифеста немецких романтиков». Это не есть нечто, навязанное Церкви извне: это тот
позвоночник, без которого она выродится в мирское «собрание верующих», в клуб
религиозных интересов.
Ложным является и утверждение, будто догматы сковывают человеческий дух;
напротив, дух человека призван дорасти до высоты догмата, прозреть его красоту, и нет
предела этому росту. Догмат незыблем и – всегда современен. Догмат метафизичен и –
всегда актуален, в то время как методики по искусству и манифесты появляются как раз
для того, чтобы их преодолевать, и как раз тогда, когда начинают иссякать источники
творчества: как правило, точно по «методикам» творят эпигоны. При этом «методики»
меняются, а эпигоны остаются. Но художественный канон есть нечто иное: он не
рождается головным дедуктивным способом, но являет себя в художественном ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190