ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


монтаж размещает заимствованные элементы, создавая комбинацию из чужих цитат,
которые при этом становятся знаковыми, игровыми, развоплощенными и потому ничего
не значащими,– на значение начинают претендовать их сочетание и сцепление,
намекающие на некий новый смысл, рожденный из тотальной переработки и перекройки
уже готового культурного материала.
Таким образом, принцип вторичности является рабочим принципом
постмодернистского автора, сознательно или неосознанно перекрывающего путь к
любому первообразу и первоисточнику. То, что получается в результате,– образ-обманка,
симулякр, не имеющий никаких онтологических корней, – лишь притворяется
реальностью, будучи не в состоянии быть ею. Здесь отныне действуют не герои и
персонажи, а маски, скрывающие пустоту: лишенные сущности големы.
«Перемещенный предмет» постмодернизма
Существует весьма основательное мнение, что постмодернизм есть определенный
метод самовыражения. В самом деле, если действительность есть лишь представление о
ней, то мир превращается в развернутую метафору авторского «я». И в то же время во
многих произведениях «актуального искусства», как себя именует постмодернизм,
происходит резкое отчуждения «я» от объекта творчества. Автор «завязан» лишь на том
контексте, в который он помещает свой объект. И если мир составляет некое единое
культурное пространство («метапространство») и весь заключается в настоящем
(«метаистории»), то предметы, содержащиеся в нем (в том числе – ценности), могут быть
с легкостью перемещены, причем эти «перемещенные предметы» получают иной смысл,
иную знаковую форму.
Самыми наглядными здесь будут инсталляции современных художников.
Инсталляция – это и есть перемещенный предмет (или найденная вещь, украденный
объект) в чистом виде. Инсталляцией может быть практически все – любой экспонат с
ВДНХ, лоскут, приклеенный к бумаге, спичечный коробок, пришпиленный к двери,
табурет на подставке, аквариум с проросшей травкой на дне и т. д. Однако сами по себе
они – вещи мира сего, неокультуренные предметы, пока художник не поместит их в
подобающий контекст художественной галереи, не снабдит надписью и своей авторской
фамилией. Как только они выставляются напоказ на соответствующей выставке,
получают знак авторской принадлежности и этикетку с названием, они становятся
произведениями актуального искусства.
Например, некий поэт по фамилии Месяц «коллекционирует дождики»: он собирает
в банку капли. Это могло быть лишь фактом его биографии или, в худшем случае, его
истории болезни, и все. Но то, что он каждый раз непременно наклеивает на свою
«авторскую» банку этикетку, на которой написано место и время заготовления экспоната,
и выставляет его на обозрение, дает ему основание числить это фактом актуального
искусстваccclxvi.
138
Таким образом, для восприятия такого рода искусства необходимо учитывать три
момента: кто, когда (где) и с какой целью. На третий вопрос должна ответить надпись на
инсталляции, ибо она главным образом и содержит мотивировку. В этой надписи должна
быть указана некая аллюзия (субъективная и произвольная), которая возникала у
художника при созерцании «перемещенного предмета». То есть табурет может быть
аллюзией, предположим, на писсуар Дюшана, спичечный коробок – на роман «Имя розы»,
а аквариум с травкой – на «Черный квадрат» Малевича. Название инсталляций и придает
им статус знака, указующего в разные стороны культурного пространства.
И здесь становится важным второй вопрос («когда/где?»), ибо он имеет прямое
отношение к контексту, в который помещен предмет (текст), поскольку один и тот же
текст, в зависимости от контекста, может оказаться совершенно разными текстами. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz