ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Итак, эффект перемещенных предметов состоит в отчуждении вещей от их
сущности. Порывая связь с платоновским миром «идей», они развоплощаются,
превращаясь в «скорлупы», наполненные призраками («аллюзиями») и пустотой. Их
реальность, лишаясь онтологического смысла, делается эфемерной, если не
демонической, «геенской». Собственно, в этом и состоит цель постмодернистского
искусства: избежать воздействия «оболванивающей» идеи (Идеи), а это возможно, лишь
убежав в симулякр, в виртуальность. Именно по этой причине постмодернизму
ненавистен Образец, который он деформирует и тем самым дезавуирует или, в крайнем
случае, оттесняет его всякого рода римейками, этими псевдокопиями.
Постмодернизму интересны феномены, за которыми нет ноуменов; интересны
явления, оторванные от «вещей в себе». Лишь это и призвано вызывать
постмодернистскую «эстетическую сенсацию». И если можно говорить о концепте
«перемещенных предметов», это безусловно есть концепт вседозволенности человека,
рискующего развоплощать то, что было воплощено по воле Творца.
В конце концов, перемещенные предметы постмодернизма – это нос, сбежавший от
гоголевского майора Ковалева. Нос, который вдруг одевается в мундир, шитый золотом, с
большим стоячим воротником, в замшевые панталоны, пристраивает по бедру шпагу,
прикидывается статским советником и даже молится в Казанском соборе. То, что
повергало в мистический ужас Гоголя в его фантастической и сатирической повести, то,
что казалось свидетельством мирового абсурда: вещь, изменившая свой статус,–
сделалось даже не курьезом, а обыденным делом постмодернизма.
«Перформанс»
Эффект перемещенных предметов лежит в основе и постмодернистских акций,
называемых перформансами (performance: театральное представление или перформация –
перекодировка), проводимых на публике, среди толпы, «в жизни». Одной из самых
бескорыстных и изящных акций такого рода было запускание по Москве-реке огромного,
чуть ли не десятиметрового, сшитого из ярких лоскутов воздушного шара. Зрелище это
было рассчитано не столько на тех, кто присутствовал при «запуске», сколько именно на
тех, кто ничего о нем не знал и кого этот шар, плывущий среди бела дня в самый разгар
брежневщины, мог поразить и наверняка поразил. Суть акции в том, чтобы вызвать
удивление, неадекватную реакцию, «перформировать» реальность.
Группа художников «Секция абсолютной любви» в качестве перформанса устроила
похороны щуки в Александровском саду под кремлевской стеной. Закопали. Тут же
поставили зажженную свечку. Прохожие и туристы поглядывали на них сочувственно,
покачивали сокрушенными головами, спрашивали друг друга: «А кого хоронят?».
Одним из характерных перформансов было изготовление торта в форме лежащего
тела Ленина, такого, каким оно видится в мавзолейном гробу, да еще и в натуральную
величину. На поедание кондитерского мертвого тела была приглашена публика, в том
числе и милые детки, которые ничтоже сумняшеся запихивали себе в рот части трупа
вождя. В прессе («МК») эта чудовищная акция была откомментирована лишь некоей
возмущенной коммунисткой-пенсионеркой, которая сочла своим долгом «заступиться за
Ленина», к вящим восторгам устроителей перформанса.
Это кощунственно пародирующее Таинство причастия и символически людоедское
действо вряд ли нуждается в комментариях, свидетельствуя о вырвавшейся наружу
141
стихии агрессивной патологии, не сдерживаемой никакими религиозными и культурными
табу, и, собственно, на сдергивание всех покровов оно и рассчитано. Однако форма
перформанса, создавая иллюзию игры, вовсе не пытается дистанцировать свою
искусственную реальность от реальности подлинной, но вторгается в нее и подменяет ее.
В этой квазиреальности начинают действовать иные законы – не укорененные в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190