ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


загнуться в хате, выстроенной с краю,
где я ежеминутно погибаю
в бессмысленном и маленьком бою.
Мне надоело корчиться в строю,
где я уже от напряженья лаю.
ОТДАМ ВСЮ ДУШУ ОКТЯБРЮ И МАЮ
и разломаю хижину мою.
Как пьяница, я на троих трою,
на одного неловко разливаю,
И ГОРЬКО ЖАЛУЮСЬ, И ГОРЬКО СЛЕЗЫ ЛЬЮ,
уже совсем без музыки пою.
Но по утрам под жесткую струю
свой мозг, хоть морщуся, но подставляю.cccliii
Итак, постмодернистское сознание обнаруживает себя как сознание знаковое. Но
если знак первоначально указывает на некую субстанциальную реальность (как, скажем, в
стихах Пушкина и Есенина, которые цитирует поэт Александр Еременко), то в
постмодернизме он уже маскирует не что иное, как отсутствие таковой.
«Симулякры» постмодернизма
Постмодернистский «знак» – это прежде всего отсутствие объекта, этим знаком
заменяемого. Место означаемой реальности здесь принадлежит гипотетическому
«культурному пространству», произвольно смодулированному постмодернистским
сознанием и порой оборачивающемуся полным «ничто».
129
Это приводит к появлению «симулякров» – знаков-обманок, утративших какую бы то
ни было реальность и лишь ее симулирующих. Мир, таким образом, делается собранием
кажимостей, мнимостей, фантомов сознания. В лучшем случае оно оперирует знаками,
намекающими на какие-то узнаваемые идеи. Знаковыми становятся слово, речь, печать,
искусство, одежда и даже отдельные люди...
Знаковыми фигурами в постсоветском обществе стали священник Александр Мень и
митрополит Иоанн (Снычев), правозащитник Сергей Ковалев и академик Дмитрий
Лихачев. Их имена обозначают совокупность определенных идей и указывают на целое
направление общественной мысли, как бы это «обозначение» ни редуцировало личность
его носителя до какой-либо, порой несущественной, стороны его деятельности. Теряя
лицо, эти знаковые фигуры становятся функцией и превращаются в орудие
идеологических манипуляций.
По этой «знаковой» логике тот, кто питает уважение к памяти владыки Иоанна или
высказывает критические суждения о некоторых идеях священника Александра Меня,
рискует быть автоматически зачисленным в стан антисемитов, а тот, кто назовет
нечистоплотным поступок Сергея Ковалева, получившего от Дудаева орден,– в стан
коммунистов и врагов свободы. Таким образом, знаковые фигуры начинают играть роль
«лакмусовой бумажки» в системе социальных тестов и становятся атрибутами новых
ритуалов.
И тем не менее, а может быть, как раз в силу этого «знакового» характера
современное субъективистское сознание осуществляет свои коммуникативные функции.
На этих знаках, в отличие от советской эпохи с ее пропагандистским «открытым текстом»,
построены как современная пропаганда, так и контрпропаганда... Знаковыми в ней
оказываются не только личности, к именам которых она апеллирует для формирования
общественного мнения,– позитивного (Пушкин, Сахаров) или негативного (Ленин,
Сталин), но и лексика. Так на наших глазах делаются попытки посредством словесных
манипуляций внедрить в общественное сознание в качестве синонимов слова: ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz