ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


просветить, открыть ему глаза на его настоящие нормальные интересы, то человек тотчас
же перестал бы делать пакости, тотчас же стал бы добрым и благородным, потому что,
будучи просвещенным и понимая настоящие свои выгоды, именно увидел бы в добре
собственную свою выгоду, а известно, что ни один человек не может действовать зазнамо
против собственных выгод, следовательно, так сказать, по необходимости стал бы делать
добро?.. И почему вы так твердо, так торжественно уверены, что только одно нормальное
и положительное – одним словом, только одно благоденствие человеку выгодно? Не
ошибается ли разум-то в выгодах? Ведь, быть может, человек любит не одно
благоденствие? Может быть, он ровно настолько же любит страдание? Может быть,
страдание ему ровно настолько же и выгодно, как благоденствие?»lxxxi.
Именно так же, как «подпольный человек» Достоевского, считают и
индетерминисты: мотив может возникнуть в душе иррационально, неведомым образом.
Отстаивание этой спонтанности побуждения кажется им залогом свободы: «Стою за свой
каприз и за то, чтоб он был мне гарантирован, когда понадобится»lxxxii.
Детерминисты, напротив, считают, что всякое желание или нежелание человека,
всякое его побуждение, мысль, поступок, решение и даже этот «каприз» являются
неизбежными плодами того или иного человеческого характера, взаимодействия его
генов, комплексов, фобий, маний. Спиноза утверждал в своей «Этике», что сознание
свободы в человеке есть всего лишь следствие его невежества, незнания причин именно
тех, а не иных желаний, побуждений, мыслей, поступков и т. д. Человек оказывается
тотально несвободным: «Воля не может быть названа причиной свободной, но только
необходимой» (теорема 32)lxxxiii.
Античные мыслители высказывались в пользу врожденности человеческих пороков и
добродетелей и, следовательно, предопределенности человека к добру или ко злу. Сократ,
25
этот «отец морали», утверждал у Аристотеля в его «Этике»: «Не в нашей власти быть
хорошими и дурными»lxxxiv. Да и сам Аристотель подтверждает это: «Действительно, всем
кажется, что каждая черта нрава дана в каком-то смысле от природы, ведь и
правосудными, и благоразумными, и мужественными, и так далее... мы бываем прямо с
рождения»lxxxv.
Так и Шопенгауэр полагал, что человек есть продукт врожденного характера и
обстоятельств – воспитания, среды, судьбы. Именно здесь заключены мотивы,
определяющие его волю: человек поступает именно таким, а не каким-либо иным образом
лишь потому, что он не может поступить иначе.
Однако если все же моя воля способна самоосуществляться помимо и вопреки этим
правилам и законам, вопреки собственной природе и собственному воспитанию, то есть
возвышаясь над влечениями, наследственностью и средой, разрывая сети причинности и
тем самым творя в мире нечто новое и непредвиденное, свобода ее представляется
безусловной.
Герой «Записок из подполья», отстаивая собственную свободу воли, особенно
ерничает, когда речь заходит о предопределенности и детерминированности мира,
заявленных Лейбницем с той же неопровержимостью, как и то, что «трижды три –
девять»: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело доходит до таблички и до
арифметики, когда будет только дважды два четыре в ходу? Дважды два и без моей воли
четыре будет. Такая ли своя воля бывает?.. Но дважды два четыре – все-таки вещь
пренесносная. Дважды два четыре – ведь это, по моему мнению, просто нахальство-с.
Дважды два четыре смотрит фертом, стоит поперек вашей дороги руки в боки и плюется.
Я согласен, что дважды два четыре – превосходная вещица, но если уже все хвалить, то и
дважды два пять – премилая иногда вещица»lxxxvi.
В связи с этим встает вопрос об ответственности человека. Если человек несвободен ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz