ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


христианстве личностна. Она – «Кто», а не «что» (ср. вопрос Пилата Христу: Пилат
сказал Ему: что есть истина? [Ин. 18, 38]).
Путь такого христианского познания кардинально отличается от путей познания,
предложенных как античной, языческой, так и философией нового времени, где высшим
инструментом и инстанцией познания истины признавался человеческий разум.
В конце концов все, что утверждали античные философы, а вслед за ними и
европейская умозрительная философия, сводилось к тому, что знание и добродетель
неразрывно связаны между собой: без познания нет ни истины, ни добра, и, как говорил
Сократ, «величайшее благо для человека – это ежедневно беседовать о добродетели»xlix. И
18
поскольку знание у Сократа приравнивается к добродетели, а добродетель – к знанию, то
и правильное знание определяет правильное поведение. Этот центральный мотив Сократа
превращается у Платона, а затем и у античных и новоевропейских мыслителей в
исходный пункт философии.
Разум объявляется самодостаточным, саморазвивающимся, продуцирующим свои
собственные автономные законы, по которым организуется его дискурс. Его мысль,
которая оказывается суверенной, исходит из своих собственных оснований и движется по
своим собственным законам9.
Предпосылкой для этого был античный дуализм, утверждавший двойственность
человеческой природы: все низменное, телесное, инстинктивное подлежало осуждению и
отсечению, и напротив, высшее – духовное – и обособленное начало, которое означало
ум, открытый для знания, наделялось особым статусом. Отсюда – сугубое почитание ума,
вплоть до придания ему божественных качеств10.
Можно обнаружить следы этого античного влияния, антропологического дуализма
даже у блаженного Августина: во всяком случае, он считает интеллектуальное созерцание
сверхприродным даром, признавая разум в качестве начала, приобщенного
Божественному. Именно эта традиция в отношении к человеческому уму (nous)
возобладала в западном христианстве и легла в основу самоустроения человека Запада.
Действительно, если человек представляет собой некое «сущностное» образование
(как это принято понимать в западноевропейской культуре, в отличие от «энергийного
строя» человека в православной антропологии), то есть неоднородную природу,
сочетающую в себе неравноценные сущности: низкие и высокие, «падшие» и
«божественные» («ум», или «разум»), в этом случае задача человека сводится к их
селекции и иерархическому выстраиванию: отсечению в себе худого и
недоброкачественного и возвышению благого и достойного. Поскольку сущности, в
отличие от энергий, неизменны, задача сводится не к преображению всей целостной
природы человека, а к ее переустройству, «перестройке» – закреплению и освящению
разумных начал и, в первую очередь, самого разума.
Именно эта доминанта и диктует свои пути как религиозной традиции Запада, так и
всей западной цивилизации. Гегель, например, утверждал, что разум есть божественное
начало в человеке.
Такое непоколебимое доверие к сущностной доброкачественности
(«божественности») человеческого разума отличает, вслед за античной мыслью, всю
философию нового времени, претендующую на богопознание исключительно силами
непреображенного человеческого ума. Разум в системе идеализма становится главной
инстанцией, удостоверяющей человеческое существование. Знаменитое «я мыслю –
значит, я существую» Декарта становится единственно достоверной, исходной истиной
бытия. Действительно, если «мыслю» обуславливает «существую», в мире правит
самовластная, самодостаточная мысль, равносильная бытию и удостоверяющая его.
9 «Мышление – это абсолютный судья, перед которым содержание должно себя ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz