ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


утверждении «единства божественной и человеческой природы»cxlvii. (Ср. известный
39
трюизм Ангелиуса Силезиуса: «Если бы не было Бога, не было бы меня, если бы не было
бы меня, не было бы Бога»cxlviii.)
Греховное знание падшего человека замутило и осквернило источники жизни.
Только вера может снять с человека бремена неудобоносимые (Лк. 11, 46), только она
может начать борьбу за невозможное, только она может вернуть человеку свободу. Когда
человек не желает «остаться с верой», считает Кьеркегор, он направляется «к земной
сообразительности, к мелкой расчетливости, к ничтожеству и низости, ко всему, что
делает сомнительным божественное происхождение человека»cxlix. Отказываясь от веры,
он тем самым отдается в рабство необходимости.
Необходимость осаждает человека в образе окружающего мира, который живет по ее
законам, но она же и терроризирует человека изнутри. Мирская мудрость сводится к тому,
чтобы принять ее без сопротивления: примириться с необходимостью. И античная
мудрость, и гностицизм, и средневековая схоластика, и спекулятивная философия ставили
своей задачей не только оправдать ее, но передать ей высшие санкции. В античности над
богами стояли вечные и неизменные законы. Те же «предвечные законы» обнаруживаются
и у гностиков, и у схоластов: Бог создал вселенную, пользуясь «предсуществовавшими
законами» природы. Новая философия, осмысливая в том же ключе, призывает религию
«на суд разума»: она должна оправдаться перед лицом философии. Высшей инстанцией
провозглашается человеческая мысль.
В ответ на это в европейской культуре раздался вопль «человека из подполья»:
«Господи Боже, да какое мне дело до законов природы и арифметики, когда мне почему-
нибудь эти законы и дважды два четыре не нравятся? Разумеется, я не пробью такой
стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней только
потому, что это каменная стена, а у меня сил не хватило. Как будто такая стена и вправду
есть успокоение, и вправду заключает в себе хоть какое-нибудь слово на мир»cl.
Там, где умозрительная философия усматривает «истину» разума, «успокоение» и
«слово на мир», экзистенциализм вслед за «человеком из подполья» находит лишь
«нелепость нелепостей». Она называет мир «законов природы» «кошмарным сном», от
которого надобно пробудиться. И здесь Кьеркегор отказывается от руководства разума:
знание не только не привело нас к свободе, но заключило нас в рабство, предало во власть
безжизненных «истин». Против них он поднимается на борьбу, требующую подвига веры,
ибо там, где для разума «невозможно», становится всё возможно верующему (Мк. 9, 23),
ибо Богу всё возможно (Мф. 19, 26).
По сути, Кьеркегор противопоставляет истине умозрительной истину Откровения.
Бог для него – не бог «ученых и философов», а Живой Бог Откровения: Творец,
Спаситель, Утешитель.
Начало философии, полагает Кьеркегор, не удивление (Платон, Аристотель), а
отчаяние. Лишь ужас и отчаяние перед земным уделом человека способствуют такому
перерождению рационалистической мысли, такому ее «коллапсу», после которого она
обретает новое зрение и находит новые источники жизни. Вместо того чтобы обратиться
за помощью к знаменитому философу (имеется в виду Гегель), он ищет прибежища у
«отца веры» Авраама и у частного мыслителя – у ветхозаветного Иова, сидящего на
пепелище и дерзновенно вопрошающего Живого Бога. Почему? Потому что с ним
произошло нечто такое ужасное, в чем ему бессилен помочь немецкий профессор Гегель
со всем своим «саморазвитием Абсолютного Духа», но ему может помочь
многострадальный Иов, умоливший Бога вернуть ему и детей, и стада, и дома. Ему ничем
не может помочь Спиноза, но может помочь Авраам – этот «рыцарь веры», который,
будучи послушным всякому слову Божиему, решился принес-ти Ему в жертву своего ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 Что такое риск-менеджмент в трейдинге криптовалют
Сайт управляется системой uCoz