ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Новый человек не любит – он «занимается любовью». Он не творит – он
«самовыражается». Он не смиряется – он пытается приспособиться. Он не блаженствует –
он получает наслаждение. Он не раскрывает в себе образ Божий – он делает себе имидж.
Он даже не играет – он «ведет игру».
Проблема свободы
Это не означает, что он лишен каких бы то ни было мистических интересов. Однако
на месте веры в Живого Бога у него возникают языческие предрассудки и суеверия. Он
верит в самую примитивную астрологию, в «свою звезду», в черных кошек, в
экстрасенсов, в переселение душ, в спиритизм, в парапсихологию, в прогресс, во
фрейдизм, в уринотерапию, в мумие, в «приворот», в обереги, в «тарелки», в мечту, в
общественное мнение, в права потребителя, в силу денег, в демократию, в человека,–
наконец, в себя самого. Новый человек испытывает интерес и доверие к любому
симпатичному «насельнику», пожелавшему обосноваться в его доме или даже душе,– к
домовым, к барабашкам, к шишкАм, к «жукам», к внутренним голосам, к инопланетянам,
вполне в духе мифа двойничества, что свидетельствует о каком-то его лютом одиночестве
и неполноценности. Такой букет верований и есть залог наступления Новой Эры, которая
лукаво увязывает между собой всю эту мешанину под единым лозунгом плюрализма.
Его ключевым понятием является свобода, понятая им как вседозволенность в
осуществлении человеческих стремлений и пристрастий, полный произвол в их
осуществлении. Творчество становится формой самовыражения личности, причем
159
личности, взятой в ее случайности, в ее эмпирической, физиологической и психической
неустроенности.
Режиссер Милош Форман сделал весьма типичное для нашего времени признание:
«Мне интересен человек, ищущий истину, а не тот, кто ее нашел». Таким образом, тот,
кто, обретя Истину, может свидетельствовать о Ней, заведомо изгоняется из сферы
интересов режиссера, и само свидетельство оказывается для Формана излишним и
тщетным.
Истины как таковой, как онтологической данности, по Форману, не существует –
есть лишь потенциально угадываемая модель мира, формулирование и выстраивание
которой призвано обеспечить психологический комфорт «искателя». Именно поэтому
создание такого комфорта, будучи уделом обывателей, и представляется режиссеру
неинтересным. Так ложная установка порождает и ложные выводы.
Герой Формана разрывает узы скучного филистерского существования и
отправляется «на поиски истины», смутные представления о которой роятся в его
хаотическом сознании. Это сознание и призвано стать экспертом, фильтрующим истинное
от неистинного, отшвыривающим то, что ему не подходит, и принимающим на веру то,
что ему годится. Истина при таком потребительском понимании сама оказывается лишь
объективированной частью сознания, в которой сосредоточены все явные и тайные его
вожделения.
Такая «истина», вылепленная по образу собственной прихоти,– и есть тот
неизвестный Годо из пьесы Беккета «В ожидании Годо», которого с нетерпением
ожидают герои, находящиеся как бы в эпицентре мирового хаоса, когда рушатся жизни,
гибнут души и водворяется абсурд. Годо должен появиться и вернуть происходящему
смысл. Но не всякого Годо готовы принять герои, но лишь такого, который им подходит,
который им сообразен.
Логически из этой схемы сама собой вытекает и аксиома плюрализма: сколько
людей, столько и истин. Ибо сколько людей – столько и прихотей. И действительно,
многие герои М. Формана становятся на путь утоления своей прихоти.
Людей недавнего советского прошлого буквально потряс его фильм «Пролетая над ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz