ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


которая, по слову апостола Павла, есть осуществление ожидаемого и уверенность в
невидимом (Евр. 11, 1). Творчество, по своей мистической сути, занято тем же самым и
имеет дело с разысканием в идеальной реальности тех вещей, которые оно призвано
воплотить. Здесь оно и встречается с эмпирическим, то есть не духовным, вЕдением как
со своим противником. Ибо творчество освобождает мысль от пут детерминированного
мира, за который так держится это ведение, будучи пределом естества, который и должен
быть преодолен в творческом подвиге. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Ведение
113
противно вере. Вера во всем (во всех своих действиях), что к ней относится, есть
нарушение законов ведения, впрочем – ведения не духовного»cccxxii. «Ведение есть предел
естества и охраняет его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества.
<...> В какой мере человек водится способами ведения, в такой же мере связуется он
страхом... <...> А кто последует вере, тот вскоре делается свободен и самовластен, и как
сын Божий всем пользуется со властию свободно. Возлюбивший веру сию, как Бог,
распоряжается всяким тварным естеством, потому что вере дана возможность созидать
новую тварь, по подобию Божию, как сказано: восхоте, и все явится пред Тобою (см.: Иов
23, 13)30. Нередко она может все производить и из не-сущего. <...> У ведения нет столько
бесстыдства (дерзновения.– О. Н.), чтобы производить то, чего не дано естеством. <...>
Текучее естество воды на хребет свой не приемлет следов тела, и приближающийся к
огню сожигает себя, а если у него достанет на то дерзости, то последует беда». «Сии
способы ведения пять тысяч лет… управляли миром, и человек нисколько не мог подъять
главы своей от земли, и сознать силу Творца своего, пока не воссияла вера наша и не
освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения после тщетного парения
ума. <...> Нет ведения, которое бы не было в скудости, как бы много ни обогатилось оно».
«Неукоризненно ведение, но выше его вера. <...> Но мы укоряем то, что оно употребляет
разные способы, в которых идет оно вопреки вере, и то, что приближается оно к чинам
демонским». «В сем-то ведении насаждено древо познания доброго и лукавого,
искореняющее любовь. <...> В нем надмение и гордыня, потому что всякое доброе дело
присвояет себе, а не Богу приписывает.
Вера же дела свои вменяет благодати, потому и не может превозноситься...»cccxxiii
Благодать и вдохновение
Вдохновение, по словам святителя Григория Паламы, есть одна из энергий Духа,
отблеск того нетварного Света Христова, Который просвещает всякого человека,
приходящего в мир (Ин. 1, 9).
Вдохновение есть и некий художественный телеологический импульс, побуждающий
художника к творчеству.
Впрочем, необходимо сделать чрезвычайно важную оговорку: мы берем здесь тот
случай, когда человек (творец, художник) испытывает на себе именно благодатные
воздействия и, изумленный «избытком» сердца, принимается за свой труд. В данный
момент речь идет не о некоем состоянии прелести, не о «взыгрании» демонической
энергии, не о душевной истерической самостимуляции, не о чем-либо ином, что порой – и
очень часто – может выдавать себя за творческое вдохновение. Для того чтобы различать
эти состояния, требуется духовный дар различения духов, хотя плоды того или иного
«вдохновения» порой достаточно красноречивы.
Вот как описывает вдохновение Анна Ахматова:
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
ЧтО почести, чтО юность, чтО свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137