ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Избавляет и освобождает Христос, но это избавление должно быть свободно
воспринято и пережито человеком. Благодать предполагает взыскание и восприимчивость,
и она пробуждает свободу, оживляет произволение. Именно произволение есть хранитель
благодати. Соработничество Божественной и человеческой энергии – онтологический
принцип богообщения. «Христианская жизнь – это согласие двух воль: Божественной и
тварной человеческой»ccii.
Христос пребывает в области свободного духа. Человек обращается к Нему именно
этой силой, и степень ее свободной энергии определяет степень его веры. Держать ли
свою духовную свободу в напряжении или ослабить ее, предавшись на волю течению
жизни, стихиям мира сего и доводам необходимости,– зависит исключительно от самого
человека. Порой ему может казаться, что решающее влияние на его выбор оказывают
наличествующие мотивы и представления, внушения и сомнения,– на самом деле человек
выбирает из них только те и располагает их именно так, как уже определено в его
19 Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить
нас (Мф. 8, 29). Оставь; чтaо Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас;
знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Лк. 4, 34).
68
свободном духе: только свобода обеспечивает победу духовной веры над плотским
неверием.
Однако эта победа не есть некий произвольный одноразовый акт, устойчивый в
своем результате, но определенное и постоянное в своем устремлении движение и усилие
воли, ее непрестанный подвиг: Царство Небесное силою берется, и употребляющие
усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
Усилие это направлено в человеке на борьбу со всем тем, что препятствует ему в
самом себе исполнению собственной воли, чающей Небесного Царства.
Святые отцы свидетельствуют об «энергийном» образе человека: человек соткан из
множества разнонаправленных энергий, и благодаря этому становится возможным его
соединение с Божественными энергиями, то есть обожение. Поместные
Константинопольские Соборы (1340–1360), рассматривавшие «исихастские споры»,
приняли догмат о нетварности благодати, означавший, что тварной человеческой природе
возможно соединение с Богом по энергии и невозможно по сущности. Основываясь на
опыте и богословии исихастов, то есть на аскетике и патристике, Собор удостоверил их
церковную доброкачественность и аутентичность.
Подвиг исихастов имеет дело с беспорядочными человеческими энергиями –
психическими, телесными и духовными, которые он кропотливо перестраивает и
переориентирует для достижения цельности и единства человеческого состава и всецелой
богоустремленности своего существа. Опыт «умного делания» свидетельствует о том, что
именно в сфере этих собранных и единонаправленных энергий человека и происходит
соединение человека с Богом – обожение – и что Божественная благодать, которую чают
стяжать подвижники, и есть Божественная энергия.
Это подвижническое «умное делание», или «умное художество», представляет собой
искусную и кропотливую работу над всем хаотичным разнородным душевным
материалом и является поистине творческим процессом, устремленным в своем
непрестанном предстоянии Богу к единственной цели и направляющим свои энергии к
превосхождению тварной природы. В соединении с благодатью, то есть в синергии,
осуществляется новое бытие-общение, личностное и диалогическое, происходит
преображение всего человека: тварь обретает качества Божественного бытия. Ее энергии
оказываются свободными от всех тварных сущностей и при этом, что чрезвычайно
существенно, не обезличивают человека. «Ибо Петр остается Петром, Павел – Павлом и
Филипп – Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz