ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие. Но разве бунтовщики
могут быть счастливыми?».
Итак, как полагает великий инквизитор, человек по своей природе приговорен к
тому, чтобы быть несчастным. Он не может осуществить в жизни слово Христово, не
может пойти за Ним, не может служить Ему. Он обречен, ибо, как известно, кто не
собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11, 23). Дары, которые принес Христос,
слишком высоки и велики, чтобы человек был способен их принять. Замысел Его
неосуществим, подвиг Его непомерен, а призыв к Себе: Придите ко Мне все
труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28) – жесток.
Посему – миссия великого инквизитора, как он ее видит, состоит в том, чтобы
устроить сносное человеческое существование на исторической земле на иных –
внехристианских – началах. На началах, предложенных лукавым духом, искушавшим
Господа в пустыне: на чуде, тайне и авторитете.
Примечательно, что великий инквизитор отвергает Христа исключительно по
гуманистическим соображениям – во имя земного благоденствия человечества. Он хочет
дать им «тихое смиренное счастье... слабосильных существ, какими они созданы»,
разрешить им «хотя бы и грех, но с нашего позволения», «и они будут любить нас как
дети за то, что мы им позволили грешить». Тайна этого «человеколюбивого» проекта
заключается в том, что его инициаторы и исполнители оказываются не со Христом, а с
искусителем: «Мы не с Тобою, а с ним, вот наша тайна!». Христова любовь и свобода
оборачиваются антихристовыми подделками.
Впрочем, это признает и сам великий инквизитор: «Я не хочу любви Твоей, потому
что сам не люблю Тебя»,– признается он Христу.
«Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь секрет!» – заявляет Ивану Алеша
Карамазовclxxxi.
Действительно, ключ к позиции великого инквизитора лежит в его фундаментальном
неверии во Христа и Искупление. Именно этот факт и давал К. Леонтьеву повод для
возмущения этой легендой: «Действительные инквизиторы в Бога и Христа веровали,
конечно, посильнее самого Федора Михайловича... Крайности религиозного фанатизма
объяснять безверием – это уж слишком оригинальное празднословие»,– писал он в письме
В.В. Розановуclxxxii. С Леонтьевым соглашается и Розанов: «Мы просто не понимаем, что
такое «инквизитор», а Достоевский набросал совершенно невероятный портрет
инквизитора-атеиста. «Это вы сами, Фед<ор> Мих<айлович>, в Бога не веруете»,– мог бы
ему ответить инквизитор-испанец, повернувшись спиной»clxxxiii.
53
Достоевский, однако, в легенде, сочиненной агностиком Иваном Карамазовым,
коснулся основной проблемы человеческой свободы и гуманизма: могут ли они
существовать автономно от Христа, не вырождаясь при этом в симулякры антихриста? И
дает на это однозначный ответ, звучащий в словах великого инквизитора, обращенных к
Христу: «Мы не с Тобою, а с ним... Я не люблю Тебя... Сожгу Тебя на костре, как
злейшего из еретиков». Эта идея изобличает его в том, что он на самом деле не верит во
Христа как в Бога.
И действительно, истина Христова – для Иудеев соблазн, а для Еллинов – безумие (1
Кор. 1, 23), но и для любой безрелигиозной гуманистической доктрины она – худшая из
ересей. Свобода Христова есть катастрофа для горделивого секулярного сознания.
Великий инквизитор с содроганием говорит о том, до каких ужасов рабства и смятения
может довести человека богодарованная свобода, не осененная личностью Спасителя.
«Спасите нас от себя самих»,– вопиют в легенде «слабосильные невольники и
бунтовщики». И тогда на исторической сцене появляются их самочинные «спасители»,
отбирающие у них великий «непосильный» дар и овладевающие их совестью. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz