ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


идет вовсе не о «терпимости» к плевелам (плевелы, в конце концов, после жатвы будут
собраны и связаны в снопы, чтобы сжечь их (Мф. 13, 30), а о заботе о пшенице (чтобы,
выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы [Мф. 13, 29]), которая опять
же после жатвы будет убрана «в житницу».
К правозащитникам, сторонникам свободы совести и приверженцам
«общечеловеческих ценностей» игумен Вениамин причисляет ветхозаветных пророков,
Самого Господа, а также христианских апологетов: «Известно, что христианские
апологеты в основном были сторонниками свободы совести»ccxlii.
Заостряя свое внимание исключительно на этом аспекте Писания и Предания, игумен
Вениамин незаметно совершает подмену: средство объявляется у него целью. Цитируя
христианских мучеников и апологетов, он акцентирует внимание единственно на том,
каким образом они обличают своих гонителей и укоряют тех в актах религиозного
насилия, и упускает из виду собственно исповеднический характер этих обличений. В
конце концов, христианские мученики страдали и умирали за веру Христову, а не за
свободу вероисповедания! Однако именно к такому выводу и пытается привести читателя
игумен Вениамин, лишая изречения первохристианских апологетов их исторического
контекста.
Меж тем красноречивые высказывания цитируемых авторов (мученик Иустин
Философ, святитель Афанасий Великий, Тертуллиан, Лактанций), свидетельствующие о
недопустимости принудительного характера религиозного поклонения, принадлежат
эпохе гонений на христиан и обусловливаются прежде всего карательной политикой
языческого государства или, как в случае со святителем Афанасием, пришедшей к власти
еретической арианской партии.
«Нерелигиозно принуждать кого-либо к религиозному почтению,– пишет
Тертуллиан.– Его должно воздавать добровольно, не вследствие насилия, потому что и
жертв требуют от свободного расположения духа. Следовательно, если вы и принудите
нас принести жертву, вы не сделаете этим ничего угодного богам вашим»ccxliii.
Ему вторит Лактанций: «Нет нужды прибегать к насилию, потому что нельзя
вынудить религии, чтобы возбудить ее добровольно, нужно действовать словами, а не
ударами. Нужно защищать религию не убивая, но умирая, не жестокостью, а терпением,
не злодеянием, а честностью. А если ты вздумаешь защищать религию кровопролитием,
истязаниями, злодействами – ты не защитишь, а опозоришь и оскорбишь ее. Ибо нет
ничего в такой мере свободного (добровольного), как религия, и если в приносящем
жертву нет сердечного расположения, то религия уже подорвана, ее вовсе нет»ccxliv.
Все это было произнесено, когда языческое государство насильственно – вплоть до
мучений и смерти – заставляло христиан поклоняться своим богам. Христиане отвечали
на это исповеданием Единого Царя и Бога и провозглашали свою религиозную свободу,
которая, однако, вовсе не означала религиозного индифферентизма.
Истина их оставалась не какой-то «вообще» общечеловеческой истиной, но Истиной
Христовой. И когда мученик Иустин Философ писал: «Люди истинно благочестивые...
должны уважать и любить только истину»ccxlv, он имел в виду не некое абстрактное
понятие истины, не «стоическое» ее понимание, как пытается представить нам в своей
книге игумен Вениамин, а именно ту самую Истину, апологетом которой он являлся и
ради которой он принял мученическую кончину.
Соборное осуждение еретиков, ставшее нормой церковной практики, делает
построения игумена Вениамина, взявшего на себя нелегкую задачу представить
христианских учителей и отцов Церкви исключительно как правозащитников и борцов за
свободу совести, более чем шаткими. При этом, как утверждает В.В. Болотов, гонители
82
христиан предавались осуждению не только за то, что они действовали принуждением, но ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz