ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


мистификации, среди которых вселившийся в человека наглый жук есть не более чем
нормальная деталь романного интерьера.
Образ «подселенца-домового» эксплуатируется и в массовой культуре (журнал
«Домовой»), в частности – в рекламе: «Не бывает дома без “Беседы” (чай) и без
домового». Он выступает здесь в образе доброго улыбчивого дедушки, этакого хранителя
очага. «И это мне по душе,– признается домовой, – тепло и уют в доме». Так
мифологизируется полтергейст, а попросту – бесовщина. Бес становится чем-то вроде
домашнего божка, с которым невозбранно и безнаказанно можно поговорить и попить
чайку.
Кроме того, в обиход массового сознания с полной серьезностью вошла шутка, то и
дело варьирующаяся на ТВ: «В раю, конечно, климат получше, зато в аду компания
поинтереснее». Подразумевается, что можно пожертвовать климатом ради интересных
людей.
Похоже, манифестация духовных, душевных и телесных извращений как нормы и
есть внутреннее задание, которое осуществляет современная культура,– ведь, как уже
было сказано, задача мифа состоит в том, чтобы человек мог чувствовать себя в
мифологизированном мире комфортно и безопасно. Он не должен видеть, как в мире, где
«убит Бог», с неизбежностью умирает и причастная Ему реальность. Постмодернизм
«сбивает историю с ее мерного шага», подкидывая проблемы типа: почему, собственно,
нормальное «нормальнее» ненормального и почему правильное «правильнее»
неправильного, а не наоборот?
И тем не менее гибель реальности ощущается на самых разных уровнях
человеческого сознания. На вербальном уровне эта догадка выражается в бесконечных
оговорках, продиктованных сомнением в смысле и достоверности произносимых слов.
Речь как интеллигенции, так и толпы испещрена словами-паразитами типа как бы и так
сказать: «Он как бы заболел и, так сказать, умер, и его, что называется, похоронили...».
Исследуя речь наших соотечественников и современников, независимо от их социального
статуса, можно констатировать факт тревожной неуверенности в реальности
происходящего.
Это же сомнение выражается и в самом стиле современной журналистики – как
газетной, так и телевизионной: глумливая интонация, выдаваемая за иронию,
неоправданное количество эвфемизмов (словесных подмен) свидетельствуют не столько о
поисках индивидуального стиля, ибо они сами уже сделались штампом, общим местом
журналистики, сколько о коренном отчуждении сознания и реальности.
В результате мы имеем такие перлы, какими мог бы быть украшен какой-нибудь
печатный орган преисподней: «Крутой мальчик» (о младенце, который упал в кипяток)
или «Каменная баба» (о женщине, которую залили бетоном). Порой журналистские
тексты нуждаются в дешифровке: «Он вернулся “из экологически чистых мест” на свою
“малую родину”» («Новая газета») – означает всего-навсего, что человек вернулся из зоны
домой. Или: «Когда НТВ решилось показать “Последнее искушение Христа”,
представители народа-богоносца толпами поперли к телецентру в качестве “живой
протестации” “богохульникам”» («Независимая газета») – означает, что верующие,
возмущенные показом фильма, собрались у телецентра выразить свой протест.
Очевидно, с проблемой «ускользающей реальности» была связана специальная
премия на фестивале «Кинотавр», проходившем в Сочи в 1998 году. Она была назначена
«за прорыв к реальности»...
Однако, вопреки В. Пелевину, просто пустоты не бывает: вместо реальности
появляется абсурдная квазиреальность – либо бесстыдно-безобразная, либо китчевая.
Таким образом, на место пустоты приходит, во-первых, «массовая культура»,
призванная создавать у человека иллюзии успокоенности, благополучия, процветания, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 сдам квартиру в Челябинске
Сайт управляется системой uCoz