ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


и обречен на вынужденные поступки, как утверждают детерминисты, он должен быть
освобожден от какой-либо моральной ответственности. И наоборот, если человек и в
самом деле свободен от ига причинности и долженствования, которое накладывает на
него мир, если его воля претендует на автономность, он рискует превратиться в узника тех
иррациональных «безосновных» побуждений, которые неизбежно захватывают в плен его
волю. Свобода рискует быть принесенной в жертву произволу. Именно этот герой
«Записок из подполья» говорит: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я
скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить!»lxxxvii.
Другой герой Достоевского, Ставрогин, схвативший в клубе за нос Павла Павловича
Гаганова, «человека пожилого и даже заслуженного», который имел привычку
приговаривать: «Нет-с, меня не проведут за нос», и протащивший его несколько шагов, а
также укусивший за ухо губернатора, объяснял это так: «Я право не знаю, как мне вдруг
захотелось»lxxxviii. И в таком случае под вопросом может оказаться нравственная
вменяемость человека.
С. Л. Франк, описывая волевой процесс, происходящий в человеке, останавливается
на его двух различных модусах, выражающихся в словах «мне хочется» (или – «мне вдруг
захотелось!») и «я хочу». Несмотря на то что эти выражения рассматриваются в обычной
жизни как синонимы, меж ними существует коренное различие. Первое выражение
означает прежде всего то, что хотение владеет мною, какое-то нечто во мне чего-то хочет,
то есть производит действие. Таким образом мое «я», подвергаясь этому действию,
вынужденно чего-то хочет, будучи бессильным это хотение отринуть или подавить. «Я»
оказывается в плену властно действующего внутри него импульса, выражающего
непроизвольные бесконтрольные влечения. В то же самое время выражение «я хочу», то
есть самостоятельно, из собственной глубины, осуществляю свое хотение, есть формула
свободыlxxxix.
26
Человек создан в свободе: в Божественной природе нет ничего, что являлось бы
необходимой причиной создания человека и всего творения. И поэтому Он Сам,
сотворивший вселенную «из ничего», не есть безличная и безликая «необходимость».
«Бог захотел быть Творцом, и необусловленность Его желания придает творению нечто
такое, что никак не сведешь к детерминистической космологии... Этот аспект
Божественного творчества, не допускающий подчинения всеобщей необходимости,
достигает наибольшей полноты в сотворении... личностей человеческих: они наделены
свободой самоопределения, той аутекзусией11, в которой отцы Церкви и видят
изначальную особенность существ, созданных по образу Божию»xc.
Итак, Творец наделил человека даром свободы, над которой не властна никакая
необходимость. Задача человека состоит лишь в том, чтобы, свободно устремившись к
Творцу, суметь «уловить», или, как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжать»
благодать, посылаемую ему, стать прозрачным, чтобы воспринять в себя Божественные
энергии и соединиться с ними. Однако этот акт онтологической трансформации человека,
этот процесс обожения, происходящий соединением Божественных и человеческих
энергий, характеризуется полным отсутствием всякой необходимости, всякого
детерминизма. Это – актуальное царство свободы. Ибо благодать лишь побуждает, но не
понуждает волю – напротив: она пробуждает свободу, возбуждает и оживляет
произволение.
Перед человеком открываются два модуса бытия при сохранении полной
возможности (однако не обязательности) перемены одного модуса на другой, то есть
онтологического превращения. Это означает, что у человека есть (и остается до
«последнего издыхания») возможность бытийного самоопределения: человек может
избрать себе путь к бессмертию и небесной славе или к смерти и вечной погибелиxci. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz