ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


человеческом духе, а навязанные ему «правилами игры», которые предполагают
упразднение всех религиозных, нравственных и даже эстетических категорий. В этом
смысле перформанс становится неким полигоном для испытания и формирования «нового
человека».
Одним из наиболее массовых был перформанс студенческого театра МГУ, который
организовал шествие по Никитской с плакатами: «Бога нет, потому что мы бессмертны»,
«Взрежем себе вены, чтобы быть красными» и даже «Мы с вами, шахтеры!». Солировали
в этом шествии дамы, по-видимому, актрисы театра, одетые в черные трико и украшенные
рожками на голове: они подпрыгивали и пританцовывали, совершая руками пассы перед
лицами потрясенных милиционеров.
В основе таких коллективных перформансов лежит интерпретация знаменитой
шекспировской сентенции: «Весь мир – театр». Таким образом, все может быть и должно
быть превращено в шоу, в которое вовлекаются все присутствующие.
Однако перформанс может быть и индивидуальным. Некий поэт набирал в банку
воды из Белого моря и вез выливать ее в Черное. На этом его акция и заканчивалась; суть
ее в умышленной неоправданности и неадекватности (категории постмодернизма –
«интересное») производимых действий, что и призвано спровоцировать эстетическую
сенсациюccclxviii.
Одной из наиболее впечатляющих была акция английского художника, заснятого
камерой в замкнутом пустом пространстве, где он изображал борьбу с некими
невидимыми силами: он ожесточенно потрясал кулаками, размахивал руками и ногами,
напрягал мышцы, корчил гримасы, извивался, словно Лаокоон, обвитый незримыми
змеями. Все его тело изображало напряженное и мучительное сражение с неким
соперником – и так до полного изнеможения.
Другой акцией этого же художника был отчаянный затяжной одинокий крик,
меняющий лады и едва не переходящий в вой. По-видимому, он должен был быть чем-то
вроде «гласа вопиющего в пустыне».
Оба эти перформанса, впрочем, красноречиво выражают специфику нового театра,
ставшего уже «театром самой жизни», где речь утратила свою смысловую функцию,
передав ее жесту, мимике и нечленораздельным звукам. Кроме того, если теперь само
бытие не более чем шоу, как считают деятели актуального искусства, нет смысла
противопоставлять искусство и не-искусство.
Однако, как заметил Павел Белицкий, «обезьянье стадо, где все общение происходит
на языке мимики и жеста, ужимки и гримасы, увы, не есть сплошное театральное
пространство, и хотя там и нет ничего, кроме олицетворенной эмоции и воплощенного
действия, никакое семейство шимпанзе не есть изумительное продолжение
МХАТа...»ccclxix. Порой акции «актуального искусства» больше напоминают неудачную
«хохму» и даже просто хулиганство. Например, известный постмодернистский поэт
послал из Москвы в Свердловск своему недругу, который интересовался уринотерапией,
два литра своей мочи. Постмодернистский смысл посылки, однако, не столько заключался
в том, как прореагирует на нее злополучный оппонент, сколько был рассчитан на эффект
неадекватности всех, кто с полной серьезностью и ответственностью на всем протяжении
полутора тысяч километров – на всем пространстве России – будет участвовать в ее
транспортировке и доставке: все эти почтальоны, грузчики, железнодорожники и т. д.ccclxx
Примечателен здесь и тот критерий, по которому это было расценено в кругах,
интересующихся «актуальным искусством», именно как перформанс, а не что-либо
другое.
142
Лицо, имидж, маска
И здесь мы подходим к существенной черте постмодернизма. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz