ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


императива долженствования и творчества свободы. В истории человек пытался решить
этот конфликт путем исправления законов, «благородного законничества»: если закон
праведен и справедлив, то в обществе не остается почвы для трагизма. Таков проект
идеального государства у Платона, у Аристотеля (человек вне государства – «либо
животное, либо божество»cxcvi), у Канта, «общественного договора» у Руссо, социального
62
переустройства у Маркса, у всякого рода революционеров, как бы ни различались при
этом их представления о праведности и справедливости. До сих пор в мире актуально
суждение, что только законом можно бороться с беззаконием и эффективность этой
борьбы сводится лишь к совершенству или несовершенству законов. Новый проект
«диктатуры закона» в России также претендует на то, чтобы «искоренить беззаконие» и
водворить «свободу демократии».
Таким образом, в человечестве живет убеждение, что жизнь в законе есть панацея от
беззакония, совершенная жизнь, идеальное государство. Еще античные философы,
пытаясь увязать закон со свободой, придерживались максимы: для рабов – необходимость
есть закон, а для свободных – закон есть необходимость.
Закон устанавливает императивную норму поведения, определяет правовые
отношения гражданина и кесаря (римский закон), народа и Бога (ветхозаветный закон).
Закон – это своего рода юридический договор, предписывающий человеку его
соблюдение, а в случае нарушения чреватый соответствующими наказаниями: по закону
нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
Однако с Боговоплощением приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), Царство
не от мира сего (Ин. 18, 36). Оно метаюридично, с ним невозможно завязать какие-либо
договорные правовые отношения. Напротив, эти отношения должны быть не нарушены
(не нарушить пришел Я, но исполнить [Мф. 5, 17]), но сняты, ибо здесь правит иной
порядок бытия: многие будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19, 30),
иной строй этики: блаженны нищие духом (Мф. 5, 3), иной закон любви: любите врагов
ваших (Мф. 5, 44), иной дух истины и свободы: истина сделает вас свободными (Ин. 8,
32).
Эта любовь не есть договор, не есть норма правовых отношений – она сама есть
новая жизнь. И именно в этом смысле, сам того не подозревая, был прав Аристотель,
утверждавший, что вне государства и закона – «или животные, или боги». Ибо
христианство как раз и утверждает именно этот парадокс: да будете сынами Отца
вашего Небесного (Мф. 5, 45), Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети
Божии (Рим. 8, 16), все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3, 26). «Царство
благодати, сфера обожения – сверхприродны, сверхзаконны, метаполитичны»cxcvii.
Это Царство не от мира сего с его новой системой ценностей оказывается
принципиально несовместимым с признанием автономной ценности закона. Закона как
императивной нормы. Обожествленного закона языческого античного мира и
непререкаемого, абсолютного закона иудеев. Мало того, инвективы святого апостола
Павла, направленные против закона, трактуют его в универсальном смысле. Закон у него
также и нравственное сознание язычников, живущее по природе в их сердцах (дело закона
у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их [Рим. 2, 15]).
В этом случае закон для апостола Павла – это вообще категория нормативной этики,
моральное долженствование, императив.
При этом он не выступает против самого содержания закона16: он настаивает на том,
что закон не спасает. Мало того, он и не был дан для спасения, но для приготовления
народа Божиего к принятию Христа: до пришествия веры мы заключены были под
стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был
для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz