ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой...cccxxxviii
«Муза» Блока «смеется над верой», таит «роковую отраду» в «попираньи заветных
святынь», она – «мученье и ад», ее красота – проклятье.
В связи с этим можно говорить о темных наитиях поэта, увидевшего «Христа» среди
«Двенадцати».
119
Это свидетельствует об опасности творчества, утверждающего свою автономную
самодостаточность, которую сугубо отстаивали поэты и мыслители религиозного
Ренессанса.
И вовсе не случайно появление самого князя тьмы в «Поэме без героя» Анны
Ахматовой, воспроизводящей атмосферу творческой жизни Серебряного века:
Хвост запрятан под фалды фрака...
Я надеюсь, Владыку Мрака
Вы не смели сюда ввести?
………………………………………
(Ибо даже с самой собою – О. Н.),
С той, какою была когда-то
В ожерелье черных агатов
До долины Иосафата,
Снова встретиться не хочу...cccxxxix
Но художник, доверившийся идее автономности и самодостаточности творчества и
принимающий ее за выражение творческой свободы, подвергает себя риску пасть жертвой
«прелести» – тяжкого духовного обольщения, чреватого психическим расстройством, как
это и случилось в конце жизни с Блоком. И недаром книга Ломброзо «Гениальность и
помешательство» настаивает в своих выводах на том, что грань между этими двумя
состояниями чрезвычайно тонка, почти условна.
Единственное, что может уберечь художника,– это благодатная сила Божия,
подаваемая в Таинствах Церкви, и ревностное соблюдение себя от духов прелести,
называемое трезвением.
Трезвение помогает сохранить чувство реальности, материальности и даже
вещественности этого мира, ибо первое, что делают лукавые духи,– это превращают
материальный мир в призрачную и иллюзорную область, которую сознание может
произвольно деформировать. Трезвение рассматривает реальность как необходимое иго,
как точку опоры, как благой крест, несение которого формирует душу, и, наконец, как ту
данность, в которой заключены для человека пути Божии, ведущие его к спасению.
Священник Павел Флоренский писал: «Этот удел наш, или доля наша, т. е. то, что
изречено о нас свыше, суждено или присуждено... удел нашей немощи и нашего
превосходства, дар богоподобного творчества, есть время - пространство. Оно не
обольщает»cccxl.
Трезвение есть необходимое условие доброкачественной духовной жизни,
распространяющееся и на творчество. Таким образом, для творчества не существует
никаких иных сугубых законов, помимо тех, которые непреложны для церковной жизни,
для спасения. В этом смысле для творчества действенны церковные догматы и каноны,
имеющие непреходящий характер, в отличие от обреченных на перемены
общекультурных традиционных «поэтик». И если художник в своем творчестве
неизбежно освобождается и отталкивается от весьма относительных и временных теорий ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz