ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


смыслов и сверхличных ценностей. Смерть становится механизмом стратегии
постмодернизма, опирающейся на ницшеанское мироощущение «смерти Бога».
Из этого следует, что ангел равнозначен и равновелик демону, благодать неотличима
от наваждения и прелести, живое равноправно с мертвым, подлинное равноценно
искусственному, сакральное амбивалентно профанному, ибо все представлено в равном
достоинстве и равном ничтожестве в пространстве постмодернистской цивилизации,
образующем одновременно и свалку, и супермаркет, и всемирную электронную выставку
– интернет.
Андеграунд как новый истеблишмент
Одной из особенностей постсоветской эпохи являются изменение статуса массовой
культуры и ее поистине колонизаторская экспансия. Массовая культура существовала и в
советские времена, но занимала «низовую» нишу, которая оставалась уделом профанов и
которая могла быть удостоена, в лучшем случае, снисходительной («пусть себе живет!»)
гримасы со стороны советской интеллигенции. Однако, в силу общественных тенденций и
новых технологий СМИ, она получила колоссальное распространение, диктуя обществу
125
свой язык и навязывая свои стереотипы сознания. Фактически она сделалась нашей
средой обитания.
В то же самое время, возникнув на подмостках истории в качестве «ассенизатора»
советских идеологем, мифологем, деклараций, словесных штампов и советской
стилистики как таковой, андеграунд, начинавший свою деятельность действительно «в
подполье» – в подвалах и на чердаках, в дворницких и коммунальных комнатах, в
малогабаритных квартирках и мастерских, а главное – своей эстетикой, своим
противостоянием официозу и рассчитанный на это подпольное существование и
прозябание, вдруг поднялся так высоко, что и сам сделался официозом и
истеблишментом, любопытным образом сочетая в себе массовую и элитарную культуру.
При некоторой сложности сопоставления этих культурных слоев у них обозначаются
сходные фундаментальные установки, позволяющие находить между ними некое
сродство. Прежде всего – это борьба с национальными традициями, которые искаженно,
имплицитно, порой бессознательно, присутствовали даже в обезбоженном советском
сознании. Унаследовав именно это обезбоженное сознание, новая культура, вслед за
марксистами и ленинцами, поставила в центре мироздания человека, взятого, однако, во
всей его частности и случайности, и самовластно наделила его всевозможными правами и
свободами.
Человек, наделенный свободой, имеет право на ее осуществление. Человек имеет
право по собственному усмотрению распоряжаться своей душой: то есть служить каким
угодно богам, демонам, самому себе или вовсе не служить никому, он имеет право эту
душу продать, заложить и т. д.
Человек имеет право на свое тело: он может его отдать в пользование, продать,
разукрасить многоразличными вкраплениями в виде татуировок и серег, изменить
сексуальную ориентацию и даже саму половую принадлежность, и, наконец, он может его
просто убить.
И наконец, человек имеет право на собственную жизнь, будучи при этом уверенным
в своей полной безответственности. Все это есть его частное дело, его privacy.
Поставив человека в самый центр бытия и санкционировав его на самое страшное
право, о возможности которого не без душевного трепета догадывался еще Николай
Ставрогин,– право на бесчестье, «новое сознание» соответствующим образом симулирует
создание вокруг индивидуума такого мира, в котором это право перестало бы быть чем-то
зазорным.
Определяя эпоху, в которую мы живем, как постмодернистскую, следует иметь в ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139