ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Православие и свобода. Николаева Олеся


мыслитель всматривается в явления этого мира и прочитывает их потаенную суть,
разгадывает его тайну и находит в ней отпечатки Самого Творца.
Архимандрит Киприан (Керн) утверждает в книге «Антропология св. Григория
Паламы», что богословие классических писателей Церкви было творческим и
дерзновенным как раз потому, что, по складу ума своего, по восприятию мира и по языку,
эти отцы были ближе к понятиям Библии и Евангелия, к языку пророков, Апостолов и
Самого Господа.
Один из поздних учителей Церкви, святитель Григорий Палама, обобщая и
синтезируя высказывания живших до него отцов и писателей Церкви, вслед за ними
связал вопрос о богоподобии с рассуждениями о творческом даре, данном человеку при
создании мира. Рассуждая о составе человека и о превосходстве его над ангелами, он
пишет: «В самом деле, мы (люди.– О.Н.) только одни из всех созданий имеем, кроме ума и
рассудка, еще и чувства. То, что естественно соединено с рассудком, открывает
разнообразное множество искусств, наук и знаний: земледелие, строительство домов,
творчество вещей из ничего – разумеется, не из совершенного небытия, ибо это уже
дело Божие,– все это дано только людям»ccciii.
Творческий дар, роднящий человека с его Творцом, дар, которого лишены даже
ангелы, есть великая прерогатива человека. Однако, если Бог творит из ничего, как
сказано в Библии: посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все
сотворил Бог из ничего (2 Мак. 7, 28), то человек, созданный по подобию своего Творца,
творит несуществующие до того в мире образы, однако не из совершенного небытия, а
вызывая их к жизни из некоего умопостигаемого мира и давая им бытие в мире
эмпирическом.
Поэтому творить – не значит «отражать» реальность, это значит вызывать к бытию
новое, и потому творение – это всегдашний «риск нового»ccciv. С этой мистикой
творчества знакомы не только предшественники и последователи святителя Григория
Паламы, но и великие христианские художники.
Рассматривая вопрос об образе Божием в человеке, многие из святых отцов понимали
его как нечто субстанциальное, вложенное в человеческое существо, что придавало этому
образу характер некоего полученного от Бога отпечатка, неизменного оттиска в глубине
человеческой природы. Святитель Григорий Палама усмотрел в образе Божием,
заложенном в человеке, движущую силу, наделенную способностью к возрастанию и
одаренную свободой. При таком взгляде «образ Божий принял значение порыва человека
куда-то ввысь, из рамок детерминированных законов природы, стремления к Творцу,
давшему и ему быть творцом. В человеке, в его духовной сущности открываются те
101
черты, которые его наиболее роднят с Творцом, то есть творческие способности и
дарования. Человеку дано творить, правда не из ничего, как творит Сам Создатель, но все
же творить нечто до него не бывшее»cccv.
Итак, образ Божий в человеке есть нечто, что человеку надо в себе раскрыть. Ему
даны силы и власть, разум и свобода для осуществления Божественного замысла о нем,
раскрытие в мире того, что было о нем решено еще в Предвечном Совете, идеально
указано ему и вложено в его существо, хотя и не дано в некоем готовом виде, то есть не
предопределено по причине сохранения человеческой свободы.
Талант – дар Божий
В Божественном замысле о человеке ему дарована возможность творить, и творить
нечто новое. Человек может осуществить этот замысел или, напротив, зарыть свой талант
в землю. В любом случае, как и в евангельской притче, он не останется безответен: ему
придется дать ответ, как он распорядился своим талантом, своим творческим даром.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190
Сайт управляется системой uCoz