ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Архиепископ НИКОН (Рождественский) Православие и грядущие судьбы России


Начну с речи некоего священника Елатомцева, произнесенной на Минском съезде. Он предлагает “требовать, чтобы все церкви и монастыри отдали на святое дело окончательного закрепления свободы свои сосуды, кресты, Евангелия” “Мы, — говорит гражданин иерей, — заменим их деревянными”. Не ясно, что тут он разумеет под словом “свобода”: какому рабству она противополагается, какое освобождение тут мыслится: от нашествия ли немецкого или еще чего? “Я предлагаю, — говорил Елатомцев, — снять золотые кованые крыши соборов и заменить их черным железом, как траур, как вечная память павшим за свободу”. Мы вправе тоже потребовать от оратора-иерея самого категорического ответа: где это он видел “золотые кованые крыши на соборах”? Не грешит ли он тяжким грехом лжи против родной Церкви, служителем коей именуется, против простецов-солдат, коих смущает небылицами? Ведь давно сказано: “Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь”.

В голове простеца застрянет мысль о “золотых кованых крышах”, и он всюду будет искать их, будет всюду говорить о них, а люди нетвердые в нравственности будут в искушении просто украсть их, и так как нигде решительно их нет, то и будут красть вместо золота медь, подобно тому как Наполеон когда-то с немалым трудом снял крест с Ивана Великого, приняв его за золотой, и потом бросил его с досадой как только позолоченный. Судите, читатель: честно ли так говорить, так смущать простецов, да и не простецов только? Даже знаменитая “бабушка русской революции” Брешко-Брешковская возмутилась этой ложью и нашла нужным успокоить крестьян в одном селе, что никто не думает о том, чтобы перечеканить золотые кресты на церквах в монеты... А священник, да еще военный, да еще представитель Брянского гарнизона, публично, на съезде, говорит о небывалых “золотых кованых крышах”!.. И не стыдно ему?..

“Я предлагаю, — говорит Елатомцев, — снять золотые ризы и драгоценные камни с чудотворных икон. Чудотворных от этого не убавится, — кощунственно объясняет сей иерей, — а они, верно, сотворят чудо укрепления свободы”. Он допускает, чтобы эти драгоценности пошли даже “на украшение женщин”: “Пусть на жемчугах чудотворных икон выковывается свободная страна...” А спросил ли он, иерей, православный русский народ, тот благочестивый народ, который веками копил эти жемчуга и камни: согласен ли он на такое ограбление святынь? Знает ли он, что когда, во дни оны древние, в смутное на Руси время, троицкие иноки предлагали разбойничавшим казакам дорогие облачения из своей ризницы, то те разбойники сочли грехом брать их?.. Не говорю уже о том, что все эти сокровища, даже вместе сложенные, будут ложкой воды на пламя пожара, а между тем религиозное чувство будет оскорблено и православный русский человек настойчивее Елатомцева будет спрашивать: почему же сокровища должны идти на “украшение женщин”, а не наоборот — украшения женщин на защиту Отечества? Мыслимо ли, чтобы священный убрус, украшавший главу Матери Божией на иконе, превратился в “украшение” какой-нибудь актрисы? Если бы это стало возможным, если бы с этим примирился верующий русский человек, тогда больше и говорить о свободе, об истинной христианской свободе, нечего: было бы честнее просто объявить гонение на христианство и торжество язычества.

Забыв свое звание, Елатомцев предлагает вынуть все святые мощи из рак, отдать раки на “дело свободы”, а “мощи пока полежат в деревянных гробах”; туда же, на то же дело, отдать все сокровища церквей и монастырей, все “саккосы, омофоры и мирты кованого золота (опять кованого золота!), с драгоценными камнями настолько (будто бы) тяжелыми, что их не в состоянии поднять современные иерархи” (в старину, видно, были богатыри более сильные!).

Слышат наши воины такие речи, читают их в газете, специально для них издаваемой (“Солдат-Гражданин”) и поражаются богатствами церковными, и является у простых людей искушение: а почему бы и не так, если эти богатства так несметны?.. А иерей-гражданин продолжает их еще и еще поджигать все новыми и новыми выдумками: он говорит, будто “годовые проценты — только проценты монастырей! — достигают до трехсот двадцати миллионов...” И откуда только он берет такие ужасающие цифры? И ведь глазом не моргнет, выкладывая такую безсовестную ложь пред съездом, такую новость, неслыханную никем и никогда!.. Даже “Церковный Общественный Вестник”, газета, как известно, близкая к центральной церковной власти, имеющая полную возможность знать более или менее точно цифру всех монастырских капиталов, а по своему направлению очень свободолюбивая, положительно говорит, что все монастырские капиталы, не проценты, а самые капиталы, едва достигают семидесяти миллионов, а проценты с них полагая последовательно не более двух миллионов восьмисот тысяч рублей на все монастыри, коих более тысячи, — сосчитайте, по сколько придется кругом на каждый монастырь! Во сколько же раз гражданин-иерей преувеличил капиталы святых обителей?

Да не больше, как в сто пятнадцать раз, если только я знаю правила арифметики. Выходит, что если, как недавно говорил министр финансов, каждый день войны обходится в пятьдесят четыре миллиона, то, даже лишив монастыри всех капиталов, а не процентов, — этих денег достало бы только на полтора дня для покрытия расходов войны. Но этого мало. Ведь известно, что все капиталы монастырей, какие есть, уже давно состоят из процентных бумаг, то есть тех же правительственных займов; взять их значило бы просто только отказать монастырям в получении процентов, казне же только в этом и оказалась бы прибыль на войну... ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Сайт управляется системой uCoz