ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Архиепископ НИКОН (Рождественский) Православие и грядущие судьбы России


Те, которые так настойчиво толкуют о правах членов, забывают, что и в теле члены не во всем равноправны. Все они имеют право на питание, на одежду, на свободное обращение в них крови; но не все пользуются одинаковой свободой движения, и все они одинаково подчинены только их владычице — душе. Каждый член знает свое дело и не вмешивается в чужое. Прочтите у апостола Павла об этом в его Первом послании к Коринфянам, в главе 12-й. Как каждому члену тела Бог дал свое дело, так и в Церкви каждый член имеет свое делание, служение, и не всякий способен, не всякий имеет возможность осуществлять в Церкви всякое служение; избрание же лиц, достойных и благопотребных для святительского служения далеко не такое дело, на которое был бы всякий верующий способен, как по опыту своей жизни, так и по его духовному развитию. Вообще выборное начало на деле применимо только там, где все выборщики одинаково умственно развиты в отношении той специальности, какая имеется в виду для избираемого лица, и, кроме того, одинаково честны и бескорыстны. И только. Иначе теряется смысл самих выборов, не говоря уже о принципиальной их стороне. Беру пример: бывшая моя епархия Вологодская заключает в себе пространств более трехсот пятидесяти четырех тысяч квадратных верст. Явится надобность выбирать архиерея. Сойдутся выборщики — священники, миряне, клирики — со всех концов епархии. Друг друга большею частию не знают, особенно миряне, впервые видят друг друга… Не знают и кандидатов: где же в деревенской глуши знать людей, пригодных для архиерейства? Ясно, что этой толпою придется руководить вологодским батюшкам, более или менее развитым. Но тогда участие прибывших с разных краев епархии будет уже только пассивное: им невольно придется голосовать только за тех, кого им укажут. Стоило ли ехать за две тысячи верст выборщику только для того, чтобы спросить вологодских выборщиков: кто может считаться кандидатом на место архиерея в Вологду? Трата времени, трата денег, — конечно, не своих личных, — и все ради какой-то несмысленной процедуры... Уж если допускать непременно выборы архиереев, то пусть бы и выбирали архиерея же: они знают всех кандидатов правоспособных, могут снестись по телеграфу и пр.
Но я остановился на выборах архиереев только для примера. Россия “вывихнулась”, по выражению митрополита Филарета, “и весь состав государственного тела производит нестройные и нездравые движения”. Выборное начало вытолкнуло многих из своей колеи и втянуло в чужую, им не свойственную, где они и обнаруживают всю свою непригодность для той цели, с какою выбраны, а между тем не легко лишить их тех прав, какими облекают их избиратели, хотя избиратели и не думали, чтобы они стали так злоупотреблять этими правами. Вот маленький пример: “В предсъездном бюро одной епархии, — читаем в газете “Братские Речи”, — псаломщик (конечно, выбранный), облагодетельствованный викарным епископом, вдруг на заседании бюро подступает к этому епископу, кстати сказать, и годами почтенному, и характером доброму, мягкому, и кричит: “Ты разве архиерей? Ты — не архиерей, а служитель сатаны!” И залез этот избранник от псаломщиков захватным порядком в редакцию местного церковного печатного органа, и стал там действовать по части “писательства” так, что духовенство стало открещиваться от своего издания и присылать заявления, чтобы издание это больше не высылалось”. Вот ведь могут быть какие выборные, и надо помнить, что они пользуются равным голосом с почтенными батюшками и даже архиереями. Не очевидное ли это уродство во имя принципа равенства и безсмысленного начала большинства голосов? Не свихнулись ли мы в рассудке, гоняясь за этими принципами? Где уж тут говорить о “благородстве духа, в приобретении коего никто нам не препятствует”, о “вольности” или истинной свободе, “которую не понимают и которою не многие умеют пользоваться”, которую и толкует каждый как ему хочется? Нет сомнения, что много и еще бед ожидает нас, если не одумаемся, не отрезвимся от этого опьянения всякими красивыми словами, нарочито придуманными врагами Церкви и нашей Родины, чтобы вскружить наши бедные головы...
ОТКРЫТИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО СОБОРА
В день преславного Успения Матери Божией открылся торжественно Всероссийский Церковный Собор. Как только образовался совет Собора, избраны его члены, мысль соборян сосредоточилась на молитве: 26 августа, в день, памятный для России избавлением от Тамерлана и знаменитою битвою Бородинской, было совершено всенародное моление на Красной площади, а 27-е число посвящено богомолью у мощей великого заступника Русской земли преподобного Сергия. Собравшиеся со всех концов Русской земли архипастыри с избранными паствою боголюбивыми чадами родной Церкви обступили священную гробницу великого в своем смирении русского человека, носителя церковных идеалов и крепкого предстателя пред Богом за Русь Православную, и горячо молили его: умолить прогневанного Царя царей и Господа сил даровать мир Отечеству, вразумить потерявших совесть, спасти родную ему землю от конечной гибели. Да услышит преподобный игумен всея Руси сие смиренное моление!..
МОЕ СЛОВО СКОРБИ
Летом прошлого, 1916 года, под впечатлением уже тогда начавшейся духовной смуты в нашей церковной жизни, я написал свое “Братское слово скорби святителям Русской земли”, напечатал его на правах частного письма и разослал всем правящим архиереям. Печатать его в то время в “Троицком Слове” я не нашел благовременным: кому нужно было прочитать, те прочитали; а этого было для меня достаточно. Теперь изменились обстоятельства: наша архиерейская скорбь стала общерусскою скорбью; то, чем болело наше сердце вместе с благочестивыми православными людьми, верными заветам родной Церкви, теперь объединяет с нами верных чад Церкви — мирян в поместном Соборе, и я нахожу небесполезным ознакомить с моим “Словом скорби” первее всего членов Всероссийского Церковного Собора в той мысли, что теперь настало время громко исповедать свою веру в жизненность священных заветов наших благочестивых предков, как заветов Христовой Церкви, нашей матери, ибо я верую, что в члены Церковного Собора в превосходящем числе избраны лучшие сыны нашей Церкви. Они сомкнутся вокруг своих архипастырей и отстоят святыню Церкви неприкосновенною от покушений ее врагов, прикрывающихся красивыми, но расплывчатыми, туманными и, главное, не чисто православными словами. Опасность для Церкви обнаруживается в среде тех, которые мнят себя сынами ее, но давно изменили ей и идут, может быть, сами того не замечая, путями шуими, уклоняясь от канонов и преданий церковных. Перепечатываю свое Слово без всяких изменений, только по местам пополняя краткими заметками под чертой. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Сайт управляется системой uCoz