ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

Архиепископ НИКОН (Рождественский) Православие и грядущие судьбы России


Слава Богу, есть у нас еще такие школы, есть такие учителя и учительницы, воспитывающие любовь к храму Божию в детских, еще не огрубевших сердцах. Пусть детки молятся Господу Богу, чтобы Он, имиже весть судьбами, создал им и их отцам храм. Не может быть, чтобы Он не услышал, не исполнил во благих желания их. Может быть, не скоро, может быть, не без скорбей дело будет, но оно совершится, непременно совершится, ибо Сам Господь сказал: просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется. Замечательно: святые отцы, толкуя сии словеса Господни, говорят, что слово просите означает молитву, а толцыте — исполнение заповедей Господних: толкать, стучать можно руками, и как вера без дела мертва, так молитва без доброделания малосильна. И невольно приходит на мысль дать милым деткам добрый совет: теперь же положить начало сбора святых лепт на построение храма Божия из тех копеечек, которые дают им отцы и матери на гостинцы, завести кружечку, скоплять копеечки и относить в сберегательную кассу. А если окажется возможным, получать эти копеечки от своих трудов, — ныне ведь, по недостатку рабочих рук, и дети зарабатывают по силам своим кое-что, — вот и уделят хоть десятую копеечку на Божий храм. Я знал псаломщика-старика, который задумал построить в селе каменный храм на месте ветхого деревянного, сам стал делать кирпичи, — сначала над ним шутили, потом стали помогать соседи и прихожане, а в конце концов не в год, не в два храм Божий был построен... Кто знает? Господь, из уст младенцев свершивший Себе хвалу, силен из детской лепты создать храм. Ведь если отцы и матери православные скорбят, что нет храма, то не может же быть, чтобы и они, смотря на детей, не приложили своего труда, своей лепты, и какое же будет это прекрасное, трогательное, поучительное дело Божией благости, когда на Руси будет построен святой храм трудами и лептами православных деток-школьников, которые расположили добрых людей к жертвам своим примером, которые положили начало святому делу построения храма Божия своими копеечками. А что почва для сеяния доброго дела в том населении есть, это подтверждает тоже письмо учительницы. “Я присоединяю, — пишет она, — еще усердную просьбу: один раб Божий, Николай, очень еще юный (следовательно, ученик той же школы), дал обещание жертвовать каждый месяц из своего первого заработка на какой-нибудь бедный храм имени святителя Николая Чудотворца. Лучше бы всего в Сибирь, для поселенцев, но только имени Николая Угодника. Усердно прошу вас, владыко, отправить эту жертву туда с тем, чтобы там поминали о здравии и спасении раба Божия Николая”.

Доброе, святое, богоугодное дело. Благослови, Господи, доброго юношу. У евреев был обычай, установленный из их законов: из всех своих доходов жертвовать одну десятую долю, что и называлось десятиною. Когда наш святой просвятитель князь Владимир построил в Киеве храм в честь Богоматери, то решил жертвовать на него тоже десятую часть своих доходов, почему и самая церковь та стала называться Десятинною. Я знал одного доброго отрока, который, читая еще в детстве в Священной истории о десятинах, тоже решил “делиться с Богом”, как он говорил, десятою частью всего, что Бог посылал ему от трудов его. И могу свидетельствовать, что не вотще была вера его: никогда и ни в чем он не нуждался, всем помогал, а когда увидел, что Бог видимо благословляет его за такое упражнение сердца в доброделании (он из своей десятины жертвовал туда, куда ему совесть повелевала: то — на храм, то — на бедных, то — на школы, на просвещение народа духовными изданиями), он сказал себе: “Грешно считаться с Богом, высчитывать какую-то десятину, ведь все Божье, все Бог же мне посылает, а я только Божий приказчик”. Рассудил он так, и стал уже полною рукою благотворить по велению своей совести, внимая ее голосу, как гласу Ангела хранителя своего...

Может быть, попадут сии строки мои кому-либо из тех, которые не верят чудесам, а я крепко верую, что если дети, именно дети только начнут во славу Божию святое дело, то оно, это чудо, совершится, храм будет построен близ их школы, и если не сами они, школьники, то дети их непременно будут молиться в этом храме, будут читать и Бога воспевать при службе Божией. Надо и то помнить: ведь дети — такие же члены Церкви Божией, да еще более чистые, более живые, более ко Христу близкие, чем мы, взрослые; верую, что их молитва доходнее до Бога, и Господь, некогда ласкавший и обнимавший их с Божественной любовию во дни земной жизни Своей, указывавший на них нам, взрослым, как на образец чистоты, простоты и кротости, незлобия, силен и ныне чрез них совершить дело Свое, силен вразумить их, зажечь в их сердцах пламень любви к дому Божию, а через них и отцов их, и всех, их окружающих, подвигнуть на святое дело... Невозможная у человека, возможна суть у Бога.

Напечатал я эту статью в “Церковных Ведомостях”, издаваемых при Святейшем Синоде, и не прошло недели, как добрые сердца стали откликаться. И начало положили детки. “Просим вас, — пишет один батюшка из Петрограда, — принять от нас малую лепту на постройку святого храма на руднике, где живут учительница и школьники, молящиеся о построении у них храма Божия. Посылают: Боря семи лет. Женя шести лет, Кока двух с половиной лет, их няня Дуня и от отца с матерью — все по рублю, итого шесть рублей. Священник Сыренский”. Другой батюшка просит послать туда же двадцать два рубля с просьбою к детям, чтобы “они помолились чистыми детскими душами о здравии тяжко болящей рабы Божией Ольги”. (Я получил от него потом извещение, что болящая уже отошла ко Господу, а потому он просит молиться об упокоении ее души.) Третий священник (из Черкасс, Киевская губерния, отец В. Собкевич) прислал шестьдесят рублей с просьбой помолиться об убиенном на войне сыне его, воине Филарете. Беженец священник отец Яворский прислал из Харькова два рубля от своих детей Жени и Бори. “Сами изгнанники и странники, — пишет отец, — они сочувствуют горю детей, лишенных возможности молиться Господу Богу в своем храме. В Харькове много храмов, — замечает с грустью почтенный батюшка, — но очень мало детей, посещающих их”. Священник из села Дубровни, Могилевской губернии, посылая пять рублей на то же святое дело, пишет: “Счастлива школа, имеющая такую учительницу! Там скорбят без храма, а в Могилевской губернии пастыри скорбят в храме, что учеников нет в храме даже в первую неделю Великого поста...” Из Усова, Волынской губернии, священник отец Н. Шеметило посылает двадцать рублей десять копеек. И с горечью замечает:

“У меня двухклассное училище, но не таковы учащие и учащиеся... Желательно, чтобы храм строили в честь святого Николая Чудотворца, спасавшего в море плавающих: да спасет угодник Божий усердных молитвенников сего храма в. их житейском плавании и введет в пристань вечного царства славы”. Из Забричан священник Е. Кухарский прислал от кровных и духовных своих детей двадцать рублей. Получено еще от священника Овсянкина из действующей армии семь рублей. Всего поступило таких пожертвований, без всякого обращения к моим читателям, сто сорок два рубля. Освяти, Господи, любящая благолепие дому Твоего! Между тем Екатеринославский Епархиальный училищный совет известил меня, что Преосвященный Агапит благословил молитву к употреблению в школе, а училищный совет просит заведующего священника взять на себя святое дело построения храма при школе. Кто ведает, может быть, Бог и благословил святое начинание детей, особенно благопотребное и знаменательное в наши скорбные для Церкви Божией и для нашего Отечества дни...

Я сказал, что дело это было бы знаменательно в наше время. Тяжело говорить о настроениях этого времени. Даже то, что говорится о Церкви, ее “оживлении”, “обновлении”, “свободе”, — даже и эти речи отзываются духом века сего себялюбивого, а что творится в мире, именующем себя христианским, о том нет, кажется, нужды и распространяться: тут уже вовсе не видно смиренного духа Христова. Да, никогда не было так благопотребно обновить людей, как ныне, но никогда самим современным людям, без Божией благодатной помощи, без Святой Церкви, не обновиться. А начало этому обновлению указывет сам Господь: аще не будете яко дети, не внидете в царствие небесное. Вот — общий, неизменный закон духовного обновления. И как бы люди внешним образом ни пытались объединиться, “организоваться”, без благодати Божией, привлекаемой простотой смирения, не будет из этого надлежащего толку: что пользы, если люди грубые, невежественные объединятся? Будут ли они оттого умнее, нравственнее? Сколько бы ни было единиц ржаной муки в хлебе, и все же не будет пшеничным, а если попадут в него отруби, то и не будет годен для людей; так и всякие “организации”, союзы, общества от количества своих членов не будут еще способны дать новых, возрожденных людей: им нужна закваска Христова для такого возрождения, а это может дать только Церковь своими таинствами, духом Христова смирения, наипаче же в отсечении своего смышления в деле спасения, как спасения личного, так и общегосударственного. Теперь полагается в основу всяких обновлений принцип свободы, тогда как в Евагелии лежит начало именно послушания Церкви, ее уставам, канонам, которые суть не что иное, как раскрытие заповедей Христовых. Истинная свобода — в свободе нашего сердца от страстей: ащс Сын вы свободит, глаголет Господь, воистину свободны будете. Этого стыдно не знать тому, кто называет себя христианином. Аще кто Церковь прослушает, буди тебе яко язычник — как чужой человек: вот закон, непреложный для христианина. И тут закон послушания, чрез который только и может быть достигнута свобода, свобода духа от того рабства, которому работает мир. Творяй грех — раб есть греха. В детях по самой природе их есть зачатки тех добрых настроений, которые их приближают к Церкви, к Богу, ведут к послушанию, воспитывающему христоподражательное смирение. Если еще возможно ожидать духовного возрождения в нас, то только путем воспитания нашего в недрах Церкви, в воздухе церковности, начиная с детского возраста. Души детские иногда называются ангельскими: пусть же как можно дольше сохраняются в них и свойства ангельские: чистота, простота, незлобие, кротость, доверчивость к старшим, послушание и смирение, которое потом должно обратиться в смиренномудрие. Трудно сберечь эти сокровища в детских душах, когда сами мы их растеряли; но, по крайней мере, задатки, семена их живее заметны в детских душах, чем в наших, уже обветренных духом мира сего лукавого и себялюбивого. Чего сами не сможем сделать, то поможет и восполнит благодать Божия таинствами Церкви, руководством Ангелов Божиих, хранителей наших: лишь бы мы не гнали их от себя и от деток своих. Пусть с первых проблесков сознательной жизни дитя видит над своею колыбелью Крест Христов, пусть до глубокой старости помнит себя на руках матери в храме Божием, пусть в его душе отпечатлеется образ благословляющего его иерея Божия. Его ручкою ставьте свечечку пред ликами Матери Божией и святых угодников; его ручкою подавайте нищему подаяние ваше у дверей церковных; пусть благовест церковный будет сладостнейшею музыкою для его слуха, благолепие дома Божия — высшею школою всего изящного, изображением красоты всего мира Божиего, лики святых Божиих — радостью его чистой души. Подстерегайте и оберегайте, всячески сами зажигайте всякую искорку добра, в чем бы она ни проявлялась. Один малютка, любя лик угодника Божия святителя Николая, клал ему на божничку кусочки лакомств, какие давала ему мать. “Это — дедуске”, — картавил он, и добрая мать радовалась такому его усердию, а потом раздавала эти гостинцы бедным деткам своих соседей. Любил ласкать малюток один старец и говаривал: “Они счастливы, а нам уже не видать такого счастья; они живут еще в раю Божием, а мы уже изгнаны оттуда”. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65