Свенцицкий В., прот. Диалоги: Проповеди, статьи, письма
| |
Неизвестный. Что же положительное может вместить Церковь, и какое зло подготовляет пришествие антихриста?
Духовник. Церковь может вместить познание природы в мирской науке, созерцание красоты в мирском искусстве, добра в культуре и просвещении людей, но не во всей полноте, как бы это могло быть в Церкви, а лишь отчасти. И она решительно отвергает всё, чем наука, искусство и культура служат похоти и растлению. Ибо это то зло, которое подготовляет пришествие антихриста.
Церковь понимает положительный смысл в естественно-природном процессе власти, неравенства и эгоизма, хотя и не принимает их в свою внутреннюю церковную жизнь, где всё зиждется на духовно-нравственном авторитете, равенстве и жертвенной любви. Но она утверждает, что все эти начала, отданные на служение страстям, являются тем злом, которое подготовляет пришествие антихриста. Начало власти -- беспредельное его владычество. Неравенство -- абсолютное его самовозвышение. Эгоизм -- его абсолютное самоутверждение.
Неизвестный. Что же в итоге даёт положительного мировой процесс вне Церкви?
Духовник. Дифференциацию добра и зла -- как и всякий вообще процесс. Приближение к Церкви в нецерковной среде путём служения неведомому Богу и всё положительное в человеческом творчестве, поскольку в нём открывается Божественное начало.
Неизвестный. Конечно, это делает культуру не "пустой комедией", но всё же низводит её с пьедестала.
Духовник. Да, это не то горделивое мирское возвеличивание культуры, которое, не видя истинного смысла жизни человеческой, не может понять и истинного смысла жизни мирской, но ведь и в личной человеческой жизни главное, то есть духовное состояние души, считается в миру пустяком, а сравнительные пустяки, то есть внешнее благополучие, принимаются за главное. Так и в жизни мировой. Для многих вопросы о судьбе Церкви и борьбе добра и зла кажутся пустяками, а мирская судьба и достижения культуры -- самым важным и самым существенным делом истории; но хотя это и важно, и не "бессмысленно", однако совсем не может иметь первенствующего значения.
Неизвестный. Можно ли считать, что всё, что ты говоришь об историческом процессе, -- это учение Церкви и святых отцов?
Духовник. Церковь учит о конце исторического процесса и об отдельных его моментах. Но это раскрывает и весь его путь.
Неизвестный. Я думаю, что общее понимание мирового процесса будет неполным, если ты не скажешь и об его конце. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
Сайт управляется системой
uCoz