Свенцицкий В., прот. Диалоги: Проповеди, статьи, письма
| |
Духовник. Ты совершенно прав, когда говоришь, что вера -- необходимое условие для совершения таинства. Но рассмотрим подробнее этот вопрос, и ты увидишь, что напрасны все твои смущения.
В таинстве крещения человек получает новое рождение, делающее его членом Церкви. Физическое рождение человека носит в себе начало первородного греха, не преодолев который нельзя стать членом Церкви, частицею Тела Христова. Сам человек не может сделать это потому, что сам не может уничтожить в своей природе начало первородного греха. Это можно сделать только через новое рождение силою Божественной благодати и верою в искупившего мир Господа Иисуса Христа. Эта перерождающая сила содержится в Церкви, и в Церкви содержится необходимый для этого момент веры. Человек, принимающий крещение, получает то, что даёт ему Церковь и что от него не зависит: душа его ставится в новое условие бытия, он вновь рождается, становится членом Церкви -- и через это делается для него возможным получение тех таинств, в которых может быть преподана благодать Божия только членам Церкви.
Неизвестный. Неужели личная вера тут не нужна?
Духовник. Нет, нужна. И Церковь не станет совершать крещение над заведомо неверующим человеком. Она так же, как и Филипп спросил евнуха, спросит его, верует ли он во Христа. Но личная вера нужна для того, чтобы благодать стала действенным началом в душе человека.
Неизвестный. А если он примет таинство по каким-либо внешним соображениям, на самом деле не веруя, ведь таинство всё же совершится?
Духовник. Да, совершится. В том смысле, что Церковь даст то, что содержится в таинстве. Но это будет подобно тому, как если бы человек, получивший жизнь, сейчас же пресёк её самоубийством: по своему неверию в принятое таинство, человек будет мёртвым членом Церкви.
Неизвестный. Значит, если он после уверует по-настоящему, его надо крестить вновь?
Духовник. Нет. Благодатная сила, вновь рождающая человека, по учению Церкви, может быть дана только раз, как один только раз физически может родиться человек. Эта сила была ему дана в совершившемся таинстве крещения. Он, хотя и мёртвый, но член Церкви. И если он уверует, принесёт покаяние в своём обмане, то благодать, которую он получил от Церкви, станет действенной в нём, и он как бы оживёт вновь.
Неизвестный. Допустим, так. А как же крещение младенцев? Ведь это уже просто какое-то насильственное присоединение к Церкви. Если крещение принимает неверующий, он всё же как-то участвует в этом, хотя бы и лицемерно. А младенцы? Ведь это всё равно что крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, и потом утверждать, что он стал "членом Церкви".
Духовник. Младенцы не имеют личных грехов, и это условие считается достаточным для действенного принятия таинства. Что же касается личной веры, то Церковь здесь являет себя как нечто единое и целое: личная вера, которой не может быть у младенцев и которая необходима для действительности таинства, -- исповедуется перед Господом его восприемниками. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110
Сайт управляется системой
uCoz