|
Дорогой отец Александр! Прошу Вас ответить на ряд вопросов. 1. Можно ли православному христианину (мирянину) посещать болящих, находящихся в больницах, если это люди иного вероисповедания, например, католики, мусульмане, евангелисты и так далее? 2. Можно ли в таких обстоятельствах мирянину печься о спасении душ таких болящих? Можно ли мирянину доносить до них слово Священного Писания? 3. Можно ли в таких обстоятельствах призывать на помощь православного священника, чтобы он посетил, наставил и вразумил? 4. Или просто посещать больных, оказывая им посильную моральную и материальную помощь, не затрагивая вопросов вероисповедания и спасения? Прошу Вас ответить через журнал. Может быть, такими вопросами задаются и другие. Заранее благодарю Вас. Валентина Козлова, г, Томск В Вашем письме несколько вопросов, хотя они объединены. Прежде всего, Господь говорит, что хочет всем человекам спастись и в познание истины придти. Если мы сами знаем, что есть высшее добро, то смыслом наших добрых дел естественно будет желание открыть через них это добро другим. Что касается проповеди Писания - это должно быть ненавязчиво, не по-сектантски, и, как правило, тогда, когда больной, подведенный своими страданиями к этому вопросу, сам задает его. Надо чувствовать сердечную почву человека - готова ли она к принятию семени Слова Божия. Как верно заметил Пушкин, умный человек отличается от глупого тем, что знает кому, что и когда следует говорить. Что касается приглашения православного священника к больному, разумеется, это не может быть без его просьбы. Но мне представляется особенно важным Ваш первый вопрос, и на него я хотел бы ответить более обстоятельно. Вернее, ответ на него дает Сам Христос в притче о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37). Эта притча говорит о тайне Рождества Христова и о тайне Второго Пришествия Господня, о тайне Воплощения Божия - о том, что Бог становится человеком и недостаточно никакого внешнего благочестия, чтобы эта тайна раскрылась нам. Два человека, служители Церкви - священник и левит, -идут в Иерусалим, чтобы участвовать в богослужении, и видят на дороге раненого человека. Кто знает, что с этим человеком? Может быть, он мертв? А Закон ясно говорит, что прикоснувшийся к мертвому человеку оскверняется, становясь нечистым, и не может участвовать в богослужении. Таким образом, эти люди ради верности Закону, ради сохранения в чистоте своего долга благочестия переходят на другую сторону дороги, проходя мимо раненого. И тогда нам открывается то, что Христос говорит в начале притчи, беседуя с законниками о том, как войти в Царство Бо-жие. Что нужно для этого? Нужно любить Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостью своею, и ближнего своего как самого себя, то есть вторая заповедь должна исполняться подобно первой. Но мы видим, что в притче о милосердном самарянине это подобие нарушается и заповедь о любви к Богу отделяется от заповеди о любви к человеку. Здесь начинается не просто ложное благочестие. С одной стороны, мы понимаем, что эта заповедь открывает нам тайну Воплощения Христова. С другой стороны, заповедь о любви к Богу неотделима от заповеди о любви к человеку, и только тогда, когда Бог станет человеком, мы узнаем до конца, что это одна и та же заповедь, и только тогда мы сможем ее исполнить. Эта тайна так велика, что всякий человек, даже если он не знает Бога, включается в эту заповедь. Самарянин, который спасает погибающего, в глазах законника - еретик, и это кажется вполне справедливым, потому что самаряне ложно учат о тайне спасения. Они принимают только письменный Закон Пятикнижия Моисея и ничего не знают о Богодухновенном Предании, отвергая его. Но Бог показывает нам, что тайна спасения заключена в единой заповеди о любви к Богу и человеку -в тайне того, что Бог становится человеком, чтобы спасти всех людей, - и всякий человек, даже не знающий Бога, уже на пути к Нему, когда являет сострадание и милосердие к другому человеку. И, наоборот, всякий человек, который совершает дела благочестия, молится, постится и все исполняет, но не приближается к тайне милосердия и сострадания к другому погибающему человеку, - не просто искажает тайну благочестия, но участвует в тайне беззакония. Мы знаем, что учителя Богоизбранного народа, учившие молитве, знавшие Писание, соблюдавшие все посты, однако не имевшие сострадания к погибавшим грешникам, в конце концов, доходят дотого, чтобы убить Того, Кто пришел этих грешников спасти. И то же самое происходит сейчас, и произойдет в конце концов. Вся тайна беззакония, говорит святой Феофан Затворник, находится прежде всего внутри Церкви. А то, что совершается в Церкви, определяет в первую очередь судьбу всего человечества. Тайна беззакония в том, что в Церкви и в человеке сохраняется только внешняя видимость, а внутри - пустота. Человек не приближается к состраданию другому человеку, а исполняется такой самоправедности, которая, в конце концов, становится не менее пагубной, чем то, что произошло с книжниками и фарисеями, с первосвященниками, предавшими смерти Самого Бога, ставшего человеком.Это лжеучение приводит к принятию антихриста внутри Церкви, - учит апостол Павел и все святые отцы. И поэтому будем внимательны к тому, что говорит нам сегодня Господь. Обратим внимание и на то, что происходит сегодня с нами и с нашим народом, который, конечно, и есть тот самый человек из Евангельской притчи, раненный не только телесно, но и нравственно, духовно. Не один человек, а целый народ истекает кровью. Спросим себя, как мы воспринимаем эти страдания? Есть ли в нас подлинное благочестие, приближение к тайне познания Боговоплощения? Или, наоборот, соблюдая, как полагается, все посты и молясь Богу, мы все более углубляемся в тайну нечестия и беззакония, совершающуюся внутри самой Церкви? Недавно один знакомый мне священник сказал: «Когда я смотрю на то, что происходит с нами сегодня, то мне совершенно понятно, что простой подвыпивший обыватель, который не знает Бога, но сердце его обливается кровью, когда он видит растление наших детей, -ближе к Богу, чем любой так называемый богослов или молитвенник, который нарочно закрывает на это глаза и говорит, что у нас все прекрасно и ничего страшного не происходит. И не знающая Бога депутат Госдумы, которая воюет против принятия закона о легализации разврата в нашей стране, ближе к Богу, чем многие наши пастыри, которые, быть может, и слышат об этом, но ведут себя так, как будто бы это их не касается». Мы уже не раз говорили об этой опасности. Есть такая опасность: идти по дороге из Иерусалима в Иерихон с высоко поднятыми к небу глазами и не видеть ничего и никого вокруг себя. И кто знает, может быть, тот Евангельский священник и тот левит были не просто жестокими и равнодушными людьми, и глаза у них туманились влагой сострадания, но они ничего не сделали, чтобы помочь раненому человеку. Есть такая опасность - переживать и сострадать тому, что происходит сегодня с нашим израненным народом, но даже обыкновенного масла и вина не стремиться возлить на эти раны. Мы переживаем с вами очень серьезные события, и дай Бог нам познать самую главную тайну жизни: Бог стал человеком, и Его милосердие, как печать всех наших молитв, которые мы читаем в церкви, простирается над всеми людьми. Каждый из нас лично должен узнать эту тайну: как милостив Господь, что значит Его благодать, и почему Святое Откровение говорит, когда рушится все: «Елея же и вина не повреждай» (Откр. 6,6). Аминь. |