ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

    Дорогой отец Александр! Прошу Вас ответить на ряд вопросов.

    1. Можно ли православному христианину (мирянину) посещать болящих, находящихся в больницах, если это люди иного вероисповедания, например, католики, мусульмане, евангелисты и так далее?

    2. Можно ли в таких обстоятельствах мирянину печься о спасении душ таких болящих? Можно ли мирянину доносить до них слово Священного Писания?

    3. Можно ли в таких обстоятельствах призывать на помощь православного священника, чтобы он посетил, наставил и вразумил?

    4. Или просто посещать больных, оказывая им посильную моральную и материальную помощь, не затрагивая вопросов вероисповедания и спасения?

    Прошу Вас ответить через журнал. Может быть, такими вопросами задаются и другие.

Заранее благодарю Вас. Валентина Козлова, г, Томск

    В Вашем письме несколько вопросов, хотя они объединены.

    Прежде всего, Господь говорит, что хочет всем человекам спастись и в познание истины придти. Если мы сами знаем, что есть высшее добро, то смыслом наших добрых дел естественно будет желание открыть через них это добро другим.

    Что касается проповеди Писания - это должно быть ненавязчиво, не по-сектантски, и, как правило, тогда, когда больной, подведенный своими страданиями к этому вопросу, сам задает его. Надо чувствовать сердечную почву человека - готова ли она к принятию семени Слова Божия. Как верно заметил Пушкин, умный человек отличается от глупого тем, что знает кому, что и когда следует говорить. Что касается приглашения православного священника к больному, разумеется, это не может быть без его просьбы.

    Но мне представляется особенно важным Ваш первый вопрос, и на него я хотел бы ответить более обстоятельно. Вернее, ответ на него дает Сам Христос в притче о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37). Эта притча говорит о тайне Рождества Христова и о тайне Второго Пришествия Господня, о тайне Воплощения Божия - о том, что Бог становится человеком и недостаточно никакого внешнего благочестия, чтобы эта тайна раскрылась нам.

    Два человека, служители Церкви - священник и левит, -идут в Иерусалим, чтобы участвовать в богослужении, и видят на дороге раненого человека. Кто знает, что с этим человеком? Может быть, он мертв? А Закон ясно говорит, что прикоснувшийся к мертвому человеку оскверняется, становясь нечистым, и не может участвовать в богослужении. Таким образом, эти люди ради верности Закону, ради сохранения в чистоте своего долга благочестия переходят на другую сторону дороги, проходя мимо раненого.

    И тогда нам открывается то, что Христос говорит в начале притчи, беседуя с законниками о том, как войти в Царство Бо-жие. Что нужно для этого? Нужно любить Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостью своею, и ближнего своего как самого себя, то есть вторая заповедь должна исполняться подобно первой. Но мы видим, что в притче о милосердном самарянине это подобие нарушается и заповедь о любви к Богу отделяется от заповеди о любви к человеку. Здесь начинается не просто ложное благочестие. С одной стороны, мы понимаем, что эта заповедь открывает нам тайну Воплощения Христова. С другой стороны, заповедь о любви к Богу неотделима от заповеди о любви к человеку, и только тогда, когда Бог станет человеком, мы узнаем до конца, что это одна и та же заповедь, и только тогда мы сможем ее исполнить. Эта тайна так велика, что всякий человек, даже если он не знает Бога, включается в эту заповедь.

    Самарянин, который спасает погибающего, в глазах законника - еретик, и это кажется вполне справедливым, потому что самаряне ложно учат о тайне спасения. Они принимают только письменный Закон Пятикнижия Моисея и ничего не знают о Богодухновенном Предании, отвергая его. Но Бог показывает нам, что тайна спасения заключена в единой заповеди о любви к Богу и человеку -в тайне того, что Бог становится человеком, чтобы спасти всех людей, - и всякий человек, даже не знающий Бога, уже на пути к Нему, когда являет сострадание и милосердие к другому человеку. И, наоборот, всякий человек, который совершает дела благочестия, молится, постится и все исполняет, но не приближается к тайне милосердия и сострадания к другому погибающему человеку, - не просто искажает тайну благочестия, но участвует в тайне беззакония. Мы знаем, что учителя Богоизбранного народа, учившие молитве, знавшие Писание, соблюдавшие все посты, однако не имевшие сострадания к погибавшим грешникам, в конце концов, доходят дотого, чтобы убить Того, Кто пришел этих грешников спасти. И то же самое происходит сейчас, и произойдет в конце концов.

    Вся тайна беззакония, говорит святой Феофан Затворник, находится прежде всего внутри Церкви. А то, что совершается в Церкви, определяет в первую очередь судьбу всего человечества. Тайна беззакония в том, что в Церкви и в человеке сохраняется только внешняя видимость, а внутри - пустота. Человек не приближается к состраданию другому человеку, а исполняется такой самоправедности, которая, в конце концов, становится не менее пагубной, чем то, что произошло с книжниками и фарисеями, с первосвященниками, предавшими смерти Самого Бога, ставшего человеком.

    Это лжеучение приводит к принятию антихриста внутри Церкви, - учит апостол Павел и все святые отцы. И поэтому будем внимательны к тому, что говорит нам сегодня Господь. Обратим внимание и на то, что происходит сегодня с нами и с нашим народом, который, конечно, и есть тот самый человек из Евангельской притчи, раненный не только телесно, но и нравственно, духовно. Не один человек, а целый народ истекает кровью. Спросим себя, как мы воспринимаем эти страдания? Есть ли в нас подлинное благочестие, приближение к тайне познания Боговоплощения? Или, наоборот, соблюдая, как полагается, все посты и молясь Богу, мы все более углубляемся в тайну нечестия и беззакония, совершающуюся внутри самой Церкви?

    Недавно один знакомый мне священник сказал: «Когда я смотрю на то, что происходит с нами сегодня, то мне совершенно понятно, что простой подвыпивший обыватель, который не знает Бога, но сердце его обливается кровью, когда он видит растление наших детей, -ближе к Богу, чем любой так называемый богослов или молитвенник, который нарочно закрывает на это глаза и говорит, что у нас все прекрасно и ничего страшного не происходит. И не знающая Бога депутат Госдумы, которая воюет против принятия закона о легализации разврата в нашей стране, ближе к Богу, чем многие наши пастыри, которые, быть может, и слышат об этом, но ведут себя так, как будто бы это их не касается».

    Мы уже не раз говорили об этой опасности. Есть такая опасность: идти по дороге из Иерусалима в Иерихон с высоко поднятыми к небу глазами и не видеть ничего и никого вокруг себя. И кто знает, может быть, тот Евангельский священник и тот левит были не просто жестокими и равнодушными людьми, и глаза у них туманились влагой сострадания, но они ничего не сделали, чтобы помочь раненому человеку. Есть такая опасность - переживать и сострадать тому, что происходит сегодня с нашим израненным народом, но даже обыкновенного масла и вина не стремиться возлить на эти раны.

    Мы переживаем с вами очень серьезные события, и дай Бог нам познать самую главную тайну жизни: Бог стал человеком, и Его милосердие, как печать всех наших молитв, которые мы читаем в церкви, простирается над всеми людьми. Каждый из нас лично должен узнать эту тайну: как милостив Господь, что значит Его благодать, и почему Святое Откровение говорит, когда рушится все: «Елея же и вина не повреждай» (Откр. 6,6). Аминь.

ОБРАТНО

Сайт управляется системой uCoz