|
Для меня ясно, что жизнь - мистична. И еще я не перестаю удивляться, как быстро идет время. Так и хочется порою воскликнуть вместе с поэтом: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». Еще недавно с волнением мы ожидали нового тысячелетия. Но вот опять приближается новый год, и все, что было, исчезает в бесконечности. Я не считаю себя атеистом, даже захожу иногда в православные храмы. Но убеждена, что дело не в той 'или иной религии, а в том, чтобы быть достойным человеком. В ответственном подходе к жизни. Не одно христианство, и другие мировые религии - например, индуизм и буддизм - учат добру и милосердию. Я не хочу сейчас вдаваться в подробное обсуждение этого, - ответьте, пожалуйста, только на такой вопрос: почему христиане так решительно отрицают перевоплощение? Невольно вспоминается из школьных советских лет Павка Корчагин с его железно-чеканной формулировкой: «Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Не мудрее ли для мудрого Бога, несмотря на все наши ошибки, дать нам шанс снова и снова начать все сначала? Разве не может это утешить мыслящего человека? И еще. Христиане говорят, что необходимо иметь постоянную память о смерти, чтобы не грешить. Но ведь это то, что парализует волю человека, всю его деятельность. Н.В. Леонова, г. Новосибирск - Вы сразу коснулись нескольких вопросов. Прежде всего ложь не может служить утешением, она всегда остается ложью. Утешить человека можно только истиной и правдой. Поэтому у христиан Бог Дух Святой, Дух Истины, называется Утешителем. Я тоже в своем кратком ответе не буду подробно говорить об упомянутых вами религиях. Скажу только, что идея перевоплощения - в том числе в животных и букашек - есть идея уничтожения человека. Полное непонимание тайны человека. Попытка же по-настоящему стать достойным человеком, т.е. освободиться собственными силами от греха, не может быть по-настоящему осуществима никем и никогда. Заблуждение заключается в незнании глубин зла и их не разрываемой связи со смертью. Как невозможно нам собственными силами победить смерть физическую, так и тем более невозможно победить смерть духовную, то есть грех. Сколько бы, представим такое на мгновение, ни давалось человеку попыток начать сначала новую жизнь, с тем чтобы исправить прежние ошибки, будет только «дурная бесконечность». Без Христа Спасителя, Бога, ставшего человеком, власть зла и смерти неодолима. Напомню также, что личность каждого человека, единственного и неповторимого, согласно христианскому откровению, не только душа, но и тело. Тело относится к личности человека, как и душа. Непостижима тайна тела человека. Мы, христиане, знаем только, что оно дается человеку, чтоб он с этим телом мог умереть и воскреснуть. И наконец, о чувстве ответственности. Даже атеист Павка Корчагин, оказывается, имеет чувство ответственности перед жизнью, потому что сознает, что она дается один раз. «Жизнь дается мне только раз» - это на самом деле говорит не Павка Корчагин, в подсознании которого с детства, может быть, запечатлелись некоторые уроки христианства. Это говорит слово Божие. В отличие от индуистов и буддистов, которым кажется, что незачем спешить делать добро, потому что у них будет бесконечное число возможностей все исправить. Только один раз - что это значит в действительности? Один раз - значит, только один раз, исключительно этот раз. И не будет второго раза. Только этот раз, и никогда не будет другого. Это не может не потрясать живую человеческую душу. Слово Божие нам говорит: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс. 89,12). Чтобы стать мудрыми, нам надо помнить, что нам надлежит умереть. Мы должны научиться так счислять наши дни, чтобы приобрести память о смерти, которая для христианина есть не что иное, как память о Боге. Центральный и решающий критерий неложной веры - исчезновение страха смерти. Жизнь дается только один раз, и в этом ее великое значение и незаменимое достоинство. В этом - наша связь с тайной однажды воплотившегося Бога. И остается только одно - предавать себя Богу всегда, каждый шаг быстротекущей жизни. Как если бы каждый шаг был последним, как если бы в следующее мгновение оказалось слишком поздно. Как если бы я должен предстать через минуту перед Богом и отдать ему отчет в том, кем я стал, в конце концов. Все это означает - бодрствовать. Мысль о смерти - совсем не то, что парализует. В ней устремленность к радости жизни, которую может дать только Бог. Вдохновение и решимость не пожалеть никаких трудов на земле для ее приобретения. Дай Бог, как говорится, всем нам жить сто лет. Даже если Господь дает нам такие испытания. Но если нам дано будет умереть завтра, мы должны это принять с такой же благодарностью ко Господу, понимая, что и один день, и сто лет -это время, которое дано нам для того, чтобы на него мы приобрели вечность. И в этом единственный смысл жизни. |