Защита контента сайта от копирования в Москве

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Лучшие статьи журнала "Русский Дом" (html)

spm111@yandex.ru 

Отвечает протоиерей Александр Шаргунов    

А ЧТО ВАМ ГОВОРЮ, ГОВОРЮ ВСЕМ:

БОДРСТВУЙТЕ

(Мк 13, 37)

    В прессе столько всего сказано по поводу недавних терактов в Америке. В основном обсуждается, так сказать, политическая и экономическая сторона проблемы. Каков духовный смысл этого события, с Вашей точки зрения?

Е. А. Бельская, г. Москва

    Мне кажется, что в событиях такого масштаба раскрывается сразу много аспектов, но апокалиптическое измерение несомненно.

    Атака на Америку 11 сентября 2001 г., которую весь мир наблюдал в прямом эфире по телевидению, - Апокалипсис наших дней, в ряду таких событий, как Чернобыль («звезда полынь») или расстрел среди белого дня из танков российского парламента в 1993 году. Когда CNN показывала людей, отчаянно машущих белыми платками из горящего небоскреба, невозможно было уйти от ощущения, что мы это уже видели раньше в Москве в подаче той же телекомпании.

    Кто бы ни совершил нынешнее преступление - неведомая изуверская секта, неизвестный доселе террористический альянс или сам дьявол - здесь очевидно действие руки Бржией. Даже светские средства массовой информации, обсуждая трагедию, непрестанно обращаются к символизму Священного Писания.

    Кто-то заметил, что две развеянные в пыль башни нью-йоркского Всемирного торгового центра - две глиняные ноги современного колосса, описанного во второй главе пророка Даниила. Он был сделан из золота, серебра, бронзы. Ноги его были частью железные, частью глиняные. Разбивший их камешек терроризма заполнил собой всю землю, заставив ее трепетать перед невидимой и вездесущей угрозой.

    Для христиан естественно увидеть здесь Силоамскую башню, о которой Христос сказал: «Думаете ли вы, что люди, погибшие от падения ее, были грешнее других? Нет, но если не покаетесь, все так же погибнете». Своим грозным посещением в день усекновения честной главы Предтечи Иоанна среди бесстыдного пира Ирода Господь призывает к покаянию все человечество. Прежде всего народ Америки, потрясенный небывалым горем, чтобы не случилось с ним горшее. И народ России, еще именующий себя православным, чтобы такое же бедствие не пришло на него.

    Но кроме Силоамской башни, мы должны увидеть и вторую башню, Вавилонскую. Не нами первыми замечено, что в названии «небоскреб» содержится вызов, и этот вызов напрямую обращен к небесам. Нью-Йорк не раз называли Новым Вавилоном. Вавилон, по толкованию святых отцов, с одной стороны - «блудница», с другой - реальный город, построенный по последнему слову техники. Слово «Вавилон» буквально означает «смешение». Это все та же внешняя «христианская цивилизация», которая имеет чисто внешние достижения в науке и технике при стремительно возрастающем духовном и нравственном распаде и которую антихрист доведет до предела человеческой полноты без Бога, до лжесовершенства, выраженного «числом человеческим» - 666.

    Перед нами приоткрывается, еще не открывается в полноте, только приоткрывается 18 глава Апокалипсиса. Пожар, о котором говорится в этой главе, должен быть чем-то необыкновенным, так что стоящие вдали видят дым от пожара. Три раза в этой главе повторяется выражение: «В один час погибло такое богатство». Буквально в течение одного часа произошло крушение башен Всемирного торгового центра на глазах у всех. Конечно, Бог может произвести Свой суд не только в «один день» или «час», но даже в одно мгновение.

    Однако антихрист, родившись, не откроется миру раньше своего совершеннолетия и прежде, чем будет взят от земли «удерживающий», под которым святые отцы понимают благодать Святого Духа и законную государственную власть.

    Как не вспомнить снова сегодня январь 1991 года, когда тогдашний президент США Буш-старший объявил начало войны в Персидском заливе. «Ставкой в этой войне, - сказал он, - является не просто одна маленькая страна (Кувейт). Здесь великая идея, идея Нового Мирового Порядка». Уже приходилось говорить, что эти слова, за которыми последовало убийство тысяч мирных людей, совпадают со знаменитыми хвастливыми речами Гитлера и с коммунистическими обещаниями «светлого будущего» человечества, обернувшимися кошмаром. У нас, православных христиан, это словосочетание «новый мировой порядок» вызывает ассоциацию с грядущими мировыми катастрофами, о которых пророчески говорит Писание. «Мир и безопасность» единого мирового правительства внезапно обернутся «пагубой» для всего человечества. Судя по Писаниям и летописи истории, стремление к мировому господству, продиктовано ли оно благими намерениями или обыкновенной жадностью, почти всегда связано с идолопоклонством, атеизмом или сатанизмом.

    Удивительным образом сегодняшнее необходимое единение против угрожающей всем опасности открывает перспективу создания единого мирового государства со стремительно возрастающим в нем контролем спецслужб. И как бы под предлогом подавления терроризма они не начали подавлять всякое неугодное им сопротивление.

    Среди потрясающего человеческие души плача о невинноубиенных мы слышим также плач, о котором говорит 18 глава Откровения, - плач царей земных, блудодействовавших и роскошествовавших с Вавилоном при виде дыма от пожара его, и плач купцов о том, что исчез рынок, дававший им столько прибыли. Все товары мира текли в этот город, и они оплакивают потерянные деньги. Но и в этом событии только приоткрывается истинный смысл пророчества.

    СМИ сообщают о смятении, которое было на финансовых биржах в первые дни после катастрофы. Теперь купцы приходят в себя. Они не сомневаются, что они еще более обогатятся при осуществлении «акции возмездия», когда будут проданы горы залежавшегося оружия и получены заказы на изготовление нового. Кроме того, они уже предвкушают захват нефтяных промыслов на Ближнем Востоке. Президент Америки объявил о том, что на месте разрушенных башен в Нью-Йорке будут построены новые.

    Какую дать этому оценку? Ту, которую дает Откровение: они «не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам... И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр. 9, 21-22). Очевидно, приближается исполнение всего остального, о чем говорит Апокалипсис.

    Сегодня в связи с новыми катаклизмами снова приходится слышать о приближающемся конце света. В любом событии стараются усмотреть пророчества из Апокалипсиса. Если так, то мир давным-давно должен был закончить свое существование, так как нынешние потрясения - далеко не первые в истории человечества.

Андрей Масарский, г. Санкт-Петербург

    Говоря о «дне Господнем», о «дне гнева» и «дне суда», Слово Божие имеет в виду не день, исчисляемый нашими часами, а тот или иной «период времени», известный одному Богу. Христос предупреждает о Своем Втором пришествии, что «никто не знает ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий» и, тем не менее, приводит много признаков, предшествующих Его явлению. Если взять, например, пророчества о Первом пришествии Христа, то все они говорят об одном дне, когда «Слово станет плотию». Но каким протяженным изображается этот день пророками? Пророк Михей говорит, что Мессия придет в Вифлеем Иудейский. Осия - «из Египта воззвал Я Сына Моего», Малахия - «внезапно войдет в храм Свой Господь», Захария - «придет на Сион на ослице», Исайя - «в землю Невфалимову и Завулонову», «Галилею языческую». Все эти пророки говорят об одном и том же событии, но в действительности эти события занимают 33 года земной жизни Спасителя. Не то ли же самое можно сказать о дне Господнем? Как было при Первом пришествии Христа, так будет и при Втором явлении Его. Один Бог знает, когда произойдет окончательное падение Вавилона, города великого. Но то, что произошло сегодня, -может быть, последнее предупреждение.

    От людей, от их покаяния зависят времена и сроки. Если люди, даже когда антихрист явится в мир, при виде его содрогнутся от мерзости зла и обратятся к Богу, антихрист будет отброшен, и Бог продлит человеческую историю для спасения многих.

    Россию пригласили принять участие в «объединении всех против общего врага». Как бы не пришлось опять России расплачиваться за всех.

    Возможно ли вообще, как рассуждают некоторые, победить терроризм с помощью «точечных ударов» или даже «комплексных мер»?

    Никто не сомневается, что современная американская машина может все разнести - разбомбить Афганистан и еще несколько стран. Не будет ли это новым, еще более зловещим терроризмом, на который, в свою очередь, последует ответ?

Владимир Мишин, Тульская обл.

    Мне кажется, необходимо видеть ситуацию в целом. Где враг, по которому следует наносить «точечные, предельно точные удары»? И в политическом смысле это сделать не так просто: слишком много врагов накопилось у Америки за последние пятьдесят лет. Япония, пусть по видимости она выступает союзником Америки, никогда не забудет Хиросиму и Нагасаки. А американские (или спровоцированные Америкой) бомбардировки Кореи и Вьетнама, Ирана, Ирака, Судана, Ливии и Палестины? А развал бывшего СССР - миллионы людей погибли и понесли неисчислимые бедствия. Давно ли мы были свидетелями «точечных ударов» по Белграду и Косово с бомбами, на которых было начертано пожелание «счастливой Пасхи», убивающими женщин, стариков и детей, разрушающими древние православные монастыри и храмы?

    На самом деле вопрос заключается в одном - как устранить постоянно действующий фактор: Америка - единственная держава, имеющая право вести себя как угодно в любой точке земного шара под предлогом защиты своих национальных интересов.

    Но самой главной всегда остается духовная цель. В атаке на Америку как бы материализовалась непрестанная пропаганда взрывов, насилия и всякого рода преступлений - то, что Америка в течение десятилетий навязывает всему миру через телевидение и массовую культуру. Борьба с терроризмом немыслима без прекращения этой пропаганды безнравственности и сатанизма, которая не прекращается.

    И здесь мы должны в первую очередь подумать о судьбе нашего Отечества. Потому что эпидемия духовного распада, которым охвачен мир, перемещается сегодня в Россию. За нравственной гибелью народа неизбежно следует его физическая гибель. И, как предупреждают русские святые, уничтожение России быстро приведет к образованию государства антихриста.

    Вооруженный пропагандой растления, «новый мировой порядок» уже оформляется на земле, используя военные, политические и экономические методы: рост военной мощи США, политическое влияние Израиля, Евросоюз, недавняя война против Сербии и теперь -акты терроризма и «акции возмездия».

    Неужели кто-то сомневается, что на место одних уничтоженных террористов придут новые, еще более изобретательные и жестокие? При этом само государство, отменяя все нравственные запреты, готовит их.

    Единственный способ остановить этот процесс - остановить уничтожение России. Что ждет нас в ближайшем будущем при нынешней агрессии растления наших детей, если мы не поставим ее, по крайней мере, в один ряд с международным терроризмом, с преступностью в государственных масштабах?

    Как международные уголовники, захватившие ядерное, химическое или бактериологическое оружие, могут угрожать существованию всей планеты, так растлители наших детей должны представляться нам, по крайней мере, не менее опасными преступниками.

    Сейчас снова, естественно, много говорят о согласии, о мире, об объединении усилий. И нам, христианам, напоминают, что «к миру призвал нас Господь».

    Мы не хотим мира какой угодно ценой. Мир, о котором говорит Христос, отвергает позицию, порождаемую трусостью, равнодушием, заботой о животном самосохранении. Миролюбие, в котором выступают против смертной казни те, кто предает смертной казни целый народ и, в конце концов, все человечество, и не только в физическом смысле, не принимается нами. Пока корни насилия не будут исторгнуты из человеческого сердца - также как из общественных структур - говорить не о чем.

    Сейчас многие говорят, и справедливо, об обесценивании человеческой жизни. Не по этой ли причине принимаются смелые решения об «акциях возмездия», грозящих перерасти в третью мировую войну? Говорят о столкновении мусульманской и христианской цивилизаций. И все живущие на Земле наполняются апокалиптическим страхом.

Елена Каледина, г. Невель

    Странный парадокс наблюдается в сегодняшнем мире. Одними и теми же словами обозначают противоположное содержание, истину и ложь. Все говорят: «Нет ничего в мире драгоценнее человеческой жизни».

    Если иметь в виду временную жизнь, это утверждение - ложь. Одно слово истины и правды драгоценнее человеческой жизни, когда мужественный человек предпочитает умереть ради него перед лицом торжествующей лжи.

    Но если речь идет о нетленной вечной жизни с Богом, это святая истина.

    В нынешней ситуации столкнулись на самом деле не культуры, христианская и мусульманская, а две главные лжекультуры. Одна презирает смерть, потому что она презирает человеческую личность и не знает цены человеческой жизни (фанатики-террористы). Ее героизм - бессердечная жестокость.

    Другая - знает цену человеческой жизни, но высшими ценностями ее считает наслаждение, деньги, безопасность в обладании обретенными благами. И потому страшится смерти как самого страшного из всех зол. Это культура распада, «гуманизм утонченной трусости», по выражению современного философа.

    Подлинная - христианская - культура знает цену человеческой жизни. Это нетленная жизнь человека, которая еще на земле раскрывает свои высшие ценности. Она не боится смерти, она встречает ее лицом к лицу, она принимает риск. Она требует жертвы, но ради достойных целей человеческой жизни - ради правды, ради истины, ради Христовой любви. Она не презирает человеческую жизнь, и она не презирает смерть. Она приемлет смерть, когда смерть - высшее раскрытие достоинства человеческой личности и начало вечности.

    Какие бы бедствия ни приходили на землю, твердо слово Господне. «Не бойтесь убивающих тело, но душе не могущих повредить. Бойтесь того, кто по убиении может ввергнуть в геенну». И в земном плане без воли Божией ничего не бывает. Протоиерей Роман Лукьянов из Бостона рассказал мне, как спаслись от гибели в горящих небоскребах несколько его знакомых из православных семей: один проспал на работу, чего с ним за всю жизнь ни разу не было; другой попал в автомобильную пробку, третий внезапно заболел. Даже по этому видно, что есть Промысел Божий о каждом человеке, и тем более о целом народе и о всем человечестве.

РУССКИЙ ДОМ 2001 № 11