лет со дня кончины pikavippi

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

VIDEO АРХИВ

НАЧАЛО

ГОСТЕВАЯ

Избранные статьи журнала "Русский Дом" (html)

ВЕРНЫЙ СЫН РОССИИ

105 лет со дня кончины

Константина Петровича

Победоносцева

В те годы дальние, глухие,

    В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

    Простер совиные крыла.

    Большинству наших современников, которым знакомо имя Победоносцев, оно известно лишь из строк поэмы А. Блока «Возмездие». Они не ведают, что слова эти суть эхо великой лжи, которой был пропитан воздух «блоковской» эпохи. Тогда, в начале двадцатого века, имя Победоносцев, в отличие от наших дней, было известно каждому, но образ Победоносцева, который присутствовал в общественном сознании того времени, не имел с реальностью ничего общего. Либерально-демократическая общественность клеймила Победоносцева: «реакционер», «мракобес», «ретроград» и т.п.

    Среди мифов, укоренившихся в российском общественном сознании, миф о Победоносцеве был, пожалуй, самым грандиозным. Ибо во всей блистательной плеяде государственных мужей императорской России трудно назвать ему равного.

    Однако вернемся к засевшим в нашей памяти стихам: «В те годы дальние, глухие, в сердцах царили сон и мгла». Так поэт сказал о годах царствования Александра III, когда обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев считался фактическим правителем России, «вице-императором».

    Об этих годах мы слышим уже сто лет: реакция, подавление революционного движения, цензурный гнет, разгул национализма. Но именно эти годы отмечены невиданными успехами России в экономике и культуре. Россия вышла в то время на первое место в мире по показателям экономического роста и сохраняла его вплоть до Первой мировой войны. Едва ли не все, что прославило русскую науку и культуру в двадцатом веке, берет начало в тех «глухих» годах. По всему лицу Российской империи поднимались фабрики, прокладывались железные дороги и строились новые монастыри...

    Державная мощь России и цветущая сложность русской жизни того времени, несущая в себе полноту национального бытия, были ознаменованы появлением «русского стиля» - в архитектуре, в живописи, в музыке, в декоративно-прикладном искусстве. Как будто добрый молодец сбросил тесное европейское платье, надел свой родной узорчатый кафтан, шапку с пером жар-птицы... Сам император с его внешностью былинного богатыря, в новом мундире народного покроя являл собою обретение Россией своего лица. Народ любовался своим царем-батюшкой, интеллигенты же морщились: «царь-дворник», «царь-городовой»... Царя ненавидели и за народный характер его внешности, и за крах надежд на скорую революцию.

    Демократическая интеллигенция, с голоса которой наш великий поэт пел доверчиво о «глухих годах», сильнее, чем государя, ненавидела лишь одного человека - обер-прокурора Святейшего Синода. Ведь это он, Победоносцев, был главным советником царя, ведь это под его, Победоносцева, влиянием шло укрепление государственной власти, проводился патриотический курс во внешней и внутренней политике, возрастал авторитет Церкви.

    В основе идеологии демократической интеллигенции лежала абстрактная «любовь к народу» в сочетании со всепоглощающей ненавистью к национальной русской власти. Интеллигент-радикал ненавидел в монархической государственности порядок, законность, славу, честь и достоинство державы - все, что русский народ, которому он, интеллигент, навязывался в благодетели, привык ценить и уважать, и с чем народ, в отличие от интеллигента, всегда ощущал кровную, нерасторжимую связь. Укорененность этой связи в православной церковности была предметом главной заботы К.П. Победоносцева в течение всего его долгого и славного служения России.

    Понятно, что мы должны чтить память человека, заслужившего лютую ненависть гробокопателей России и их наследников. Почему же мы так мало знаем о нем? Ответ прост: историю всегда пишут победители. Но подлинная история нашего Отечества -наше достояние. Не знать ее мы не имеем права. И когда наши дети, читая блоковское «Возмездие», спросят нас: «Кто такой Победоносцев?!» - мы должны дать на это правдивый и внятный русский ответ.

    Жизнь Константина Петровича Победоносцева не была богата событиями - она сама была событием в жизни России, событием из числа самых значительных, тех, что связаны с судьбою нашей страны.

    Константин Петрович Победоносцев родился в Москве 21 мая 1827 года в семье профессора Московского университета. Сам Константин Петрович на склоне лет писал о себе: «Воспитан в семье благочестивой, преданной Царю и Отечеству, трудолюбивой». Православная религиозность, определявшая всецело уклад жизни профессорской семьи, стала основой формирования личности Победоносцева, дала ему первоначальную духовную закалку. Четырнадцати лет отец определил его в одно из самых привилегированных учебных заведений России - Императорское Училище Правоведения, призванное готовить элиту российской юстиции. Училище Правоведения давало своим воспитанникам всестороннюю подготовку во всех областях юриспруденции, блестящее знание языков. Окончив курс в 1846 году, Константин Победоносцев служил в московских департаментах Сената, занимал кафедру гражданского права в Московском университете (1860-1865). Уже тогда он получил известность в кругах юристов как блестящий ученый-законовед. В этом качестве он стал впоследствии почетным членом ряда университетов, членом Французской академии. В 1868 году им был написан «Курс гражданского права», неоднократно потом переизданный. Широкое поприще государственной деятельности открылось для Победоносцева в 1865 году, когда он был назначен членом консультации Министерства юстиции. С 1868 года Победоносцев - сенатор. Это было время царствования Императора Александра II -Эпоха Великих Реформ.

    К середине XIX века развитие капитализма, растущий прогресс науки и материальной культуры поставили императорскую власть в России перед необходимостью форсировать процесс построения гражданского общества. Но родившаяся в ходе Великих Реформ общественность стала заложницей оппозиционных течений - от либеральных до ультрареволюционных. Все они были единодушны в своих требованиях к правительству - провести радикальные политические преобразования - «догонять» страны Западной Европы путем введения парламентской формы правления.

    Победоносцев в те годы заявил о себе как консервативный мыслитель и государственный деятель, глубоко осознавший не-; нужность и прямой вред для России поли-; тического «западничества». «История сви-детельствует, - писал он, - что самые суще-ственные, плодотворные для народа и | прочные меры и преобразования исходи-f ли от центральной воли государственных людей или от меньшинства, просветленно-го высокой идеей и глубоким знанием». Но «дух времени» навязывает народу путем 8 «демократического выбора» деятелей ино-го толка: «при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений человек с сильной волей мо-жег стать предводителем партии». Поисти-не пророческой силой веет от высказываний Победоносцева о периодической печати, в то время уже обладавшей качествами и возможностями сегодняшних средств массовой информации: «Признавая все удобства и пользу от распространения массы сведений и от обмена мыслей и мнений путем газеты, нельзя не признать с чувством некоторого страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила, нависшая над человечеством».

    В Западной Европе на развалинах христианской цивилизации воцарился буржуазный порядок, устроенный на принципах рационализма и безрелигиозного гуманизма. Разоблачая ложность этих принципов о политическом строе, на них основанном, Победоносцев писал: «При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, со своими сторонниками, механики, ловко орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов». Именно этот строй либералы стремились утвердить в России. Но если «образованное общество» в большинстве своем склонялось к этому, то для народа основой общественной жизни по-прежнему оставалась Вера, и государственность была для него сосредоточена в личности православного царя. Рационалистический буржуазный миропорядок отторгает сама народная душа. «Народ чует душой, что абсолютную истину нельзя уловить материально», - говорил Победоносцев. Он утверждал при этом, что для народа легенда безусловно важнее фактов, политической истории. Она заключает в себе глубинную истину, а жизнь народа, в которой легенда приносится в жертву всевозможным «волеизъявлениям», «логике политической борьбы», «передовому учению», обречена на уничтожение. Помочь народу выстоять под натиском «передовых идей века», пока народ не созреет до осознанной защиты Веры и Традиции, - в этом был смысл служения и всей жизни Победоносцева.

    Качества характера Победоносцева снискали ему уважение даже в среде его политических противников: бескорыстие и честность, неизменная строгость к самому себе, прямота и искренность.

    В начале 1860-х годов К.П. Победоносцев сблизился с царской семьей: он был приглашен преподавать законоведение Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу. После его безвременной кончины в 1865 году новый Наследник, Александр Александрович, сам пожелал иметь КП. Победоносцева своим преподавателем, и в 1866 году Победоносцев окончательно переехал в Петербург. В лице Победоносцева Наследник обрел строгого и мудрого наставника и друга. Готовя Наследника к предназначенной ему Высокой Миссии, Победоносцев писал ему в 1876 году: «Вся тайна русского порядка и преуспеяния наверху в лице Верховной Власти. Не думайте, чтобы подчиненные Вам власти себя ограничили и поставили на дело, если Вы себя не ограничите и не поставите на дело. Где вы себя распустите, там распустится и вся Земля. Ваш труд всех подвигнет на дело. Ваше ослабление и роскошь зальет всю Землю послаблением и роскошью, - вот что значит тот союз с Землей, в котором Вы родились, и та власть, которая Вам суждена от Бога. Придет, быть, может, пора, когда льстивые люди, - те, что любят убаюкивать монархов, говоря им одно приятное, - станут уверять Вас, что стоит лишь дать государству так называемую конституцию на западный манер - все пойдет гладко и разумно и власть может совсем успокоиться. Это ложь, и не дай Боже истинному русскому человеку дожить до того дня, когда эта ложь может осуществиться».

    Этот день «постучался в двери», когда на стол Императора Александра II лег проект министра внутренних дел графа Ло-рис-Меликова о нововведениях в работе законодательной власти - реальный шаг к установлению в России парламентской системы. Государь склонялся к утверждению этого проекта, но вскоре последовала его трагическая гибель и проект рассматривало совещание под председательством нового Императора.

    Участие КП. Победоносцева в совещании было самым активным. Его выступление отличалось особой твердостью. Он высказал решительное осуждение политики уступок крамоле. Это повлияло на колеблющихся и в конечном итоге решило судьбу конституционного проекта: вскоре он был похоронен. О сторонниках конституции -либеральных министрах - Александр III писал Победоносцеву: «Странно слушать умных людей, которые могут серьезно говорить о представительном начале в России, точно заученные фразы, вычитанные из нашей паршивой журналистики и бюрократического либерализма. Более и более убеждаюсь, что добра от этих министров ждать я не могу!». Тогда же Государь прислал Победоносцеву записку: «Пожалуйста, любезный Константин Петрович, исполните мою просьбу и облегчите мои первые шаги».

    Победоносцевым был составлен Манифест. В нем, вступая на престол, Русский Государь говорил: «Посвящая себя великому нашему служению, мы призываем всех верных подданных наших служить нам и государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей Землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным нашим Родителем». Главным содержанием Манифеста было утверждение незыблемости самодержавия. Вскоре после его обнародования либеральные министры во главе с графом Лорис-Меликовым подали в отставку. Новый курс был заявлен немедленно: не заигрывать с террористами и их приспешниками, не пытаться задобрить их путем уступок, но искоренять крамолу решительно и беспощадно.

    В годы царствования Александра III Победоносцев пользовался безграничным доверием Государя. Его авторитет был огромен. Он имел возможность влиять на любые решения, но он в этом резко себя ограничивал, действуя в основном в рамках подведомственного ему учреждения - Святейшего Синода. Всем известное единство взглядов на Церковь и Россию Государя и Победоносцева, благотворное для них обоих, обернулось в обществе легендой о всесильном Победоносцеве-правителе. Сам Победоносцев писал об этом: «Не мешаясь ни в какие дела других ведомств, я вел жизнь уединенную, однако при всем том всюду - и в России, и за границей - я продолжал считаться всесильным человеком, от которого все исходит в России, и на мой счет ставились все и всякие распоряжения правительства, о коих я даже не имел понятия. Из разных углов России, из Европы, из Америки сыпались мне злобные, угрожающие письма то от нигилистов, анархистов, либералов всех оттенков, то от жидов, приписывающих мне все ограничения, все распоряжения об их высылках и проч.».

    Для Победоносцева главным делом было решение вопросов связи Церкви с государством и обществом. Пожалуй, никто так остро, как он, не ощущал в то время, что судьба России зависит от их решения. В православной семье и в православной школе Победоносцев надеялся увидеть бастионы, неприступные для антинародных и антигосударственных сил, и всемерно усиливал роль Церкви в народном образовании, дабы утвердить единение Церкви и народа на уровне семьи и школы. Быстро разрасталась по всей России сеть церковно-приходских школ, во всех учебных заведениях расширялось преподавание Закона Божия. Благодаря усилиям Победоносцева многое изменилось к лучшему в положении духовенства. Возрастал авторитет Церкви. За четверть века обер-прокурорства Победоносцева место и значение Церкви в общественной жизни России изменилось неузнаваемо.

    КП. Победоносцев вышел в отставку, когда был обнародован Манифест 17 октября 1905 года. Не желая «дожить до введения конституции на западный манер», он все-таки увидел поворот России на путь парламентаризма. Смерть наступила в 1907 году, 10 марта. То, от чего пытался уберечь Россию Победоносцев, сбылось. Через десять лет после его смерти уличные беспорядки в столице Дума превратила в революцию - и рухнула Империя. А спустя еще год с небольшим в подвале дома Ипатьева совершилось ритуальное убийство Царской Семьи. В ее лице предавалась смерти триединая святыня русского народа, верным стражем которой был КП. Победоносцев, - Вера, Родина, Семья.

    Казалось, что дело Победоносцева погибло навсегда. Но по молитвам Новомучеников Российских Господь не отнял Свой Покров от России. Мы видим, что сегодня дело Победоносцева живет. Оно живет, когда в Божий храм приходят дети, когда взрослый человек берет впервые в руки книгу Закона Божия, когда получает отпор русофобия. Когда мы увидим у власти православных людей, для которых эта власть станет строгим, самоотверженным служением, - оно победит.

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

Сайт управляется системой uCoz