ЧУДО С МОЩАМИ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

 

     В северных русских лесах явилась ему Пресвятая Троица в 1507 году. Нетленные мощи преп. Александра после революции были взяты в Военно-медицинскую академию для «исследования». Ныне, по милости Божией, они снова возвращены в обитель преп. Александра Свирского. Некоторые из врачей, «исследовавшие» их, уверовали в Бога.

 

УВЕЛИЧИТЬ

УВЕЛИЧИТЬ КАРТИНКУ

    С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, иерархи из различных епархий России, Белоруссии и Украины сообщили о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. «Я. ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань. В музее анатомии Военно-Медицинской Академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью, похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности, и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью».

    Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог, объяснила: «Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов! Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительная ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов, свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут разрыхленность, белоснежность, да под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют».

    При обсуждении со специалистами (гистологами, патологоанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра -его святых мощей находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма, описанных в трудах таких ученых с мировым именем, как Максимов, Заварзин, Хлопин и другие. Им было известно многое: различные пути гибели клеток и тканей человеческого организма, лизис, расщепление, аутолиз тканевых волокон, нарушение законов клеточной корреляции, возможности клеточной трансформации и т.п.; он то, что произошло с мощами преподобного Александра, не может быть описано обычными процессами на уровне клетки и ткани.

    Ниже приведены свидетельства лиц, принимавших участие в освидетельствовании мощей святого Александра Свирского. Они важны тем, что представляют доказательства произошедшей уникальной мумификации тела святого. Приведем выписки из исследования антрополога Ю.Д. Бениволенской: «Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела - восковой. Поражает сохранность тела».

    Старейший сотрудник ВМА, анатом, кандидат медицинских наук, М.В. Твардовская признала: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е.Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского), также оценивает сохранность тела как совсем особенную. Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например, святого Иоасафа Белгородского. По свидетельству Е.Р. Борисова, у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно высохшие, с шероховато-блеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, напротив, лицо сохранилось почти как живое. Кожа лица не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «Кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы «восковой куклой». Эта негативная, ложная по сути своей аттестация является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица (и, кстати, одним из косвенных подтверждений идентичности мощей святого с исследуемым ныне телом).

    Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В.Н. Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей».

    Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Примечательно, что освидетельствование мощей тогда происходило только на основе сличения лика преподобного с ликом на иконе XVI века. В основу исследования были положены прорисовки с тринадцати икон, находящихся в различных музеях и храмах страны, две репродукции икон XVI века и напрестольный крест с медальоном, в котором имеется чеканный образ преподобного. Выявлено: сходство с изображением святого Александра на ранних иконах XVI века и на напрестольном кресте 1574 г. (этот подарок Ивана Грозного по его указу сделан в монастыре Александра Свирского) не только по антропологическому типу в целом, но и по сочетанию индивидуальных особенностей лика мощей святого Александра и его образа в иконографическом исполнении.

    Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. «Визиты» пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.

Пресс-служба

Александро-Свирского

монастыря

  РУССКИЙ ДОМ № 8 2000

 

ТАЙНОВИДЕЦ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ НА РУСИ

 

    В день памяти пророка Амоса, 15 мая 1447 года, в крестьянской семье села Мандеры близ Ладожского озера родился мальчик, которого и окрестили в честь пророка Амосом. У его родителей, благочестивых крестьян Стефана и Василисы, уже было двое взрослых детей, которые жили отдельно, и им очень хотелось, чтобы у них родился еще один сын. Они усердно просили об этом Бога и услышали голос: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».

    Амос рос очень послушным и кротким мальчиком, избегал сквернословия, носил скромную одежду, ел только растительную пищу, и то в малых количествах. Так жил он, на радость своим родителям, до совершеннолетия, а потом, узнав, что родители хотят женить его, тайно ушел в Валаамский монастырь. Под видом путника ему явился Ангел Божий и проводил до монастыря.

    Через семь лет подвигов послушания, трудов и молитв Амос был пострижен в монашество с именем Александр. Вскоре, по благословению игумена, он поселился один на необитаемом острове близ Валаама, устроив себе келью в расщелине скалы. Но не мог укрыться от людей такой человек. Слава о нем разнеслась по всей России, и многие искали увидеть его. Тогда, по указанию Божию, инок Александр ушел вглубь леса и здесь на берегу прекрасного озера, которое позднее стало называться Святым, стал продолжать свои подвиги. Питался он только тем, что собирал в лесу, - травами, ягодами да иногда грибами. Он испытывал лютые страдания от голода, стужи, болезней и бесовских искушений. Однажды, когда преподобный от лютых страданий не мог даже приподнять голову, ему предстал прекрасный муж и, положив руку на больное место, исцелил его.

    Дико и пустынно было место обитания преподобного. Но по воле Божией на него случайно набрел охотившийся в тех местах наместник этой области Андрей Завали-шин. Он был поражен видом праведника и рассказал, что люди давно уже видят свет над местом его подвигов. Такова сила молитв святого. Андрей стал часто посещать его и позднее сам стал монахом. Он, хоть и обещал преподобному никому не рассказывать о нем, не смог умолчать. Так разнеслась молва о праведнике, и к нему стали собираться иноки со всех концов Руси, устраивая свои кельи рядом с ним. Тогда преподобный, любя уединение, устроил себе келью еще далее в глуби леса. Бесы хотели прогнать его оттуда: они принимали звериный облик, свистели по-змеиному. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и прогоняла их.

    На этом самом месте в 1507 году, когда преподобному было уже шестьдесят лет, явилась ему Пресвятая Троица ночью, во время молитвы. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел шедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды, сиявшие небесной славой и чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал на колени перед Ними в трепете. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и бойся». И повелели ему построить церковь и устроить обитель. Преподобный спросил, во имя кого должна быть освящена церковь. Господь сказал: «Как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой даю тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крышами, словно по земле ходящего.

    В том же году Александр Свирский с братией построили церковь деревянную во имя Живоначальной Троицы.

    Перед своей кончиной святой призвал всю братию и сказал: «Когда я умру, свяжите тело мое грешное по ногам веревкою и отволочите его в болотную дебрь». Братия отвечала: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный попросил похоронить его не в монастыре, а в пустыни, у церкви Преображения Господня. 30 августа 1533 года святой Александр Свирский мирно отошел ко Господу.

русский дом №9 2001

 

НАЧАЛО        СТАТЬИ       "Русский Дом"- VT

 

Сайт управляется системой uCoz